Черные дыры и космическое спокойствие: спациализм Лучо Фонтаны

19.03.2023
Черные дыры и космическое спокойствие: спациализм Лучо Фонтаны

Лучо Фонтана. «Пространственная концепция». 1949-1950

С именем Лучо Фонтаны ассоциируются в основном так называемые «дыры» и «разрезы» (по-итальянски «buchi» и «tagli»), хотя в самом начале творческого пути художника ничто не предвещало такого революционного развития событий. Сын коммерчески успешного, но не особенно выдающегося скульптора Луиджи Фонтаны, он родился в Аргентине, в городе Росарио. Фонтана-старший, итальянец по происхождению, имел там мастерскую, специализирующуюся на производстве надгробных памятников. Казалось, будущее мальчика было предрешено: с детства он помогал отцу в мастерской, а затем отправился на историческую родину, в Италию, для получения классического художественного образования. Лучо Фонтана учился скульптуре в Академии Брера в Милане. Преподавал у него Адольфо Вильдт, один из наиболее выдающихся итальянских скульпторов начала XX века.

Адольфо Вильдт. «Заключенный», 1918. Частная коллекция

Мраморные скульптуры Вильдта представляли собой причудливый синтез черт, позаимствованных из искусства античности, Ренессанса, готики, барокко и более современных направлений, таких как импрессионизм и экспрессионизм, однако ему удавалось не скатываться в очевидную эклектику и сохранять в работах ощущение величия и даже грандиозности. Авторский почерк Вильдта был абсолютно самобытен и узнаваем – и, надо полагать, весьма далек от традиционной погребальной скульптуры, которую Фонтана привык видеть в мастерской отца в родной Аргентине. Под явным влиянием Вильдта были созданы его ранние работы «Олимпийский чемпион» и ныне утраченный «Черный человек».

Лучо Фонтана. «Олимпийский чемпион» («Атлет в ожидании»). 1932. Гипс. Музей Genus Bononiae, Болонья

Лучо Фонтана. «Черный человек». 1930. Гипс. Утрачена

В 1930-е годы Фонтана увлекся керамикой, более выразительной и податливой, чем гипс. Экспрессионизм, которому он научился у Вильдта, в глине удавалось развить до степени почти утраты фигуративности. В этой технике ему удалось добиться существенных успехов, признанных современниками: Фонтана даже удостоился упоминания в программном «Футуристическом манифесте керамики и аэрокерамики», опубликованном в 1938 году выдающимся керамистом Туллио д’Альбисола и легендарным основателем футуризма Филиппо Томмазо Маринетти. Фонтана, которого с Туллио д’Альбисола связывали и профессиональные, и дружеские отношения, приводился в манифесте в качестве примера художника-абстракциониста и футуриста.

Лучо Фонтана. «Каракатица». 1937. Керамика

В 1940 году Италия, …


eye