
Екатеринбург по праву считается столицей стрит-арта. Мы попросили исследователя уличного искусства Алексея Шахова провести нам виртуальную экскурсию. Вместе с ним мы прошлись по самым знаковым местам города и углубились в историю и закономерности развития местного стрит-арта.
В Советском Союзе город назывался Свердловск. Во время ВОВ сюда переехало практически всё военное производство, и осталось здесь до сих пор. Именно поэтому Свердловск был закрытым городом, в особенности для иностранцев. Культурные институции вообще не развивались. Когда в 1980-х годах появились первые свободы самовыражения, местные художники не знали, о чём говорить. Тогда стали появляться практики именно уличного искусства. Можно вспомнить Старика Букашкина и сообщество «Картинник» — ярких представителей неформального екатеринбургского искусства.
Евгений Малахин (он же Букашкин) был своего рода локальным трикстером, холстом ему служили гаражи, заборы, мусорные баки. В 80-90-х он создал множество работ по всему городу.
В 1999-м году в Екатеринбурге открылся филиал ГЦСИ — центр современного искусства в виде офиса. Так здесь родилась первая институция, правда без выставочного пространства. Организаторы Арсений Сергеев и Наиля Аллахвердиева решили показывать искусство на улицах, интегрируя его в городскую среду. Основной акцент был на паблик- и стрит-арт. Идея была в том, чтобы противопоставить закрытый для иностранцев Свердловск новому Екатеринбургу, в котором каждый иностранец мог бы открыто самовыражаться. На Площади 1905 года появились галльские петухи, созданные французами. Голландские и немецкие художники тоже размещали свои работы.
Парад петухов на Площади 1905 года, 2006 год
Чуть позже появился фестиваль «Длинные истории Екатеринбурга». Всё началось с росписи заборов в ромбик типа ПО-2. В девяностые и нулевые был взят курс на деиндустриализацию — город активно перестраивался, повсюду были заборы, которые художники пытались превратить в высказывание. Фестиваль оставил мощный след в истории города. В 2005 году в рамках программы Анатолий Вяткин создал объект паблик-арта «Памятник клавиатуре» на улице Горького.
«Памятник клавиатуре» Анатолия Вяткина, 2005
Стрит-арт тесно связан с культурой протеста. В нулевые годы, когда в политической жизни государства происходили громкие события, сформировалось новое поколение художников, ставших впоследствии известными на всю страну. Среди них: Тимофей Радя, Слава ПТРК, Владимир Абих.
В 2010-м году родился фестиваль «Стенограффия». Он уже не про паблик-арт, а больше про искусство граффити. По мнению создателей фестиваля, искусство в городской среде должно стать позитивным драйвером, выполнять урбанистические цели. «Стенограффия» никогда не заявляет определённую тему и не ставит ограничения для участников. Каждый проект, предложенный художником, они всегда пытаются довести до конца. В 2013 году появилась ещё и галерея уличного искусства «Свитер», но просуществовала всего 2 года.
«Длинные …