Превратности художественной судьбы, или почему со мной никто не работает?

22.01.2023

Текст: Марина Альвитр

Превратности художественной судьбы, или почему со мной никто не работает?

«Почему со мной никто не работает?» - говорит грустный художник, а ответ таится в самом его вопросе: вы не кусок мрамора, чтобы с вами работали, поэтому перестаньте претворяться овощем (объектом) и начните работать сами с собой. Не знаю откуда это взялось, но многие в арт-мире действительно верят, что «придет вдруг волшебник», он же галерист, куратор, менеджер и решит все вопросы. Естественно бесплатно, из любви к искусству, за талант, уважение и любовь. Но даже волшебник в песне «бесплатно покажет кино» и только. То есть погрузит кратковременно в мир грез и вымысла, а дальше оставит разбираться с этой жизнью один на один. Да, что там крокодил Гена, даже Золушку Фея Крестная (крестная!, уж казалось бы, почти родственник) вытащила из-за печки, применила магию и оставила одну разбираться с закрутившейся ситуацией.

Не хочу даже думать, откуда взялась мысль, что культуру нужно «открывать», а сама по себе она должна быть консервой, и крышку нужно наглухо закупорить. Однако если раньше, возможно, так и проходил процесс, то сегодня в 20-е годы 21 века правила изменились, и нравится нам это или нет, отменить их не получится: не исчезнут соцсети, визуальный шум, информационная переполненность и насыщенность, прочий «смысловой фарш», в котором тонет цивилизация, и существовать нам нужно по этим законам, какими бы приятными нам не казались прошлые века. Задача искусства сегодня не только в том, чтобы производить смыслы, но и в том, чтобы их слышали. Эта задача непосредственно того субъекта, который их создает, и тут как в песне «никто не придет», если вы сами не позовите.

Если вы еще не начали меня ненавидеть, читайте дальше, если уже чувствуете, что хотите ударить по экрану - прервитесь.

«Быть знаменитым некрасиво…»

«Цель творчества самоотдача, а не шумиха, не успех». Это чудесное противопоставление элитарного и массового, которое в 90-е во всем мире будет размываться, а у нас еще больше костенеть. Массовое - значит безвкусное, плоское, безыдейное, «продажное», по-другому и быть не может. К Пастернаку, кстати, у меня вопросов нет никаких, я этого писателя люблю и с удовольствием в школе читала, учила стихи. Однако любопытно, Пастернак описывал современную ему ситуацию, которую видел вокруг, за это и поплатился, за это и стал известным. Точно также Кабаков будет показывать визуальный ряд советского союза, за это и станет интересным: узкие коридоры, тусклые лампы, отвратительного цвета краска в коридорах. Однако интересно, про Кабакова как-то все догадались, что он про те реалии, которые видит, и не стали использовать определенного оттенка коричневый и зеленый, как основу визуальной культуры, а вот с Пастернаком все намного не так.

Илья и Эмилия Кабаковы. В будущее возьмут не всех. Фрагмент экспозиции в Тейт Модерн, Лондон. 2017

Пастернак стал своего рода «Отче наш» для интеллигенции в 80-е и в 90-е годы, а здесь «другие по живому следу пройдут твой путь за пядью пядь». Кто эти другие и зачем им это надо, никто не задумывается, пройдут и все, твори для вечности. А если другие не появились, то не такой ты и талантливый, или они появится уже после твоей смерти, лет через 500, но и это лучше, потому что «позорно, ничего не знача, быть притчей на устах у всех». Пастернак великолепен, потому что в одном коротком стихотворении описал все ментальные стереотипы, в которых до сих пор живет наша культура. Советую всем это стихотворение прочитать внимательно и подумать, точно ли данный подход применим именно сегодня, здесь и сейчас, или мы в своей голове транслируем то, что нам осталось от реалий и стереотипов интеллигенции прошлого. А самое главное, решите для себя, точно ли вы хотите, чтобы вас открывали лет через 100, а не сегодня, пока вы можете реагировать на происходящее и внешний мир. Если вы про вечность, то дальше тоже можно остановиться и не читать. Выбор есть выбор, и его можно только уважать. Однако это ваш выбор и только вы несете за него ответственность.

«Ведь если звезды зажигают - значит - это …


Nikita Watchi
Nikita Watchi
год назад
Очень информативная статья🤘
Марина Альвитр
Спасибо!
Gloomy Glow
Gloomy Glow
год назад
Спасибо 🌿
Спасибо за статью❤️
Юлия Конькова
Юлия Конькова
год назад
Спасибо! Мотивирует!
Albert
Albert
год назад
Афоризмы Эйнштейна - Если вы хотите вести счастливую жизнь, вы должны быть привязаны к цели, а не к людям или к вещам. - Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл. - Воображение важнее, чем знания. Знания ограничены, тогда как воображение охватывает целый мир. - Ты никогда не решишь проблему, если будешь думать так же, как те, кто ее создал. - Тот, кто хочет видеть результаты своего труда немедленно, должен идти в сапожники.
Марина Альвитр
Поздравим же Эйнштейна с этим. А он при чем?
Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл !!! Идеально! В моем понимании - смысл для самого художника, а не для других.
Ольга Маркова
год назад
Спасибо за актуальную статью, полностью согласна , если оставить прошлому прошлое и классику классикам можно идти вперед.
Марина Альвитр
Да, и не принимать описание ситуации прошлого, за норму, которой нужно следовать сейчас
Здесь многое зависит от психотипа личности художника. Занятие творчеством радикально отличается от процесса продвижения. Трудно совместить два в одном и здесь сильно выручают примеры коллег. ) Сейчас, например, меня вдохновляют работы некоторых современных греческих художников. Вообще люди не тушуются ! Ну а как еще "зацепить" искушенную публику если не "незамутненной провокацией" )) Рисуют то все, а заметят того, кого видно ) Только на Артократии наверное больше тысячи художников. Полностью согласен с автором, что естественно, рано или поздно с каждым что то случится, но , боюсь это будет не признание )))
Марина Альвитр
Вы знаете, я так много слушаю про психотипы, про я - интроверт, и всякое такое. На себе приведу пример, потому что сделать выставку или проект, написать текст - занятие вполне творческое, а потом я иду и болтаю с другими людьми, на встречи или тусовки, выкладываю видео или что-то там. Вполне все сочетается, просто в одно время я в одном состоянии, а в другое - в другом. Не валите на психотипы и трудное детство. Если вам нужно - берите с собой, и выбрасывайте из себя те черты, которые тормозят развитие. Я так делаю. Иногда это очень болезненно. Слюни, сопли по три дня, но потом намного легче становится
Я знаю, что Вы интроверт, причем логический и интуитивный .) Психотипы здесь не для " оправдания неделания", а для понимания различий в способе выполнения задуманного. Рефлексия, например, сольно доступна не всем, а для Вас это само собой. ) Поэтому объединение в группы или сообщества сильно повышают и шансы продвижения и качество искусства. Конструктивное общение очень результативно, а сейчас еще и доступно .)
Марина Альвитр
Да, это здорово, что сейчас можно общаться почти ног-стоп. Теперь я знаю, что я логический интуитивный интроверт 🙈 а вы про меня это откуда знаете?
Внимательно и последовательно изучаю союзников . )) Просто по опыту общения знаю , что далеко не все способны на активные действия, хотя и осознают их необходимость. И не могут осознать причины неспособности. Именно не могут, а не не хотят. Вообще "исследователей" не много, а "пассионарных" и того меньше. Но групповая работа часто "решает". Вы же сами знаете. Даже рефлексия - групповая работа. )
Марина Альвитр
Ого :)) почитаю завтра про этих интровертов, очень интересно стало. Так вот я же и пытаюсь вскрыть, те зоны, которые не дают. Стереотипы культурные, например. В надежде, что кто-то почитает и такой: да и правда, сейчас хочу, чтобы про меня узнавали. И начнёт рассказывать. Хоть в своём профиле, хоть на 30 человек. Попросит про себя этих 30 рассказать другим, чтобы подписались. А потом начнёт думать: а как мне лучше свои работы показать? С кем посоветоваться? У кого обратную связь узнать? Пойдёт к специалистам, они что-то посоветуют. Подумает, что-то примет, что-то изменит. К художникам другим сходит (не к своим 5 соратникам, которые только и хвалят друг друга). Вот и начало. И если не останавливаться, то через год можно будет увидеть сколько пройдено… и ведь нужно просто начать идти, чтобы дойти
Не надо про интровертов читать, Вам и искусства с головой хватает.) То, что Вы транслируете "меседж" по площадям - замечательно. Детализировать аудиторию имеет смысл при более адресных посылах. Все последовательно - вскопали огород, потом копаем грядки. )
Марина Альвитр
😂😂😂 про копать я ничего не знаю :)) а сразу грядку почему нельзя? 😂🙈
Можно так : Вы одариваете зернами истинного знания всех, до кого дотянется пост в соцсети. К кому то прилипло и взошло, от кого то отскочило. ) Вторая итерация - структурировать посты так, чтобы одарить больше "отскочивших" . Сейчас же пока и так все хорошо. )
MagHazar
MagHazar
год назад
Интересно! В принципе все тоже самое, что и 500 лет назад, только появились новые инструменты и возможности и да, Художник, не спать, если хочешь чего-то добиться и амбиции никто не отменял. А в 21 веке мир сократился до экрана смартфона и в тоже время развернулся перед нами во всей красе. Учи языки, изучай возможности. твори и не жалуйся. Главное это цель, а все остальное уже в соответсвии с возможностями и ценностями, общечеловеческими. Я например обучен и воспитан был в рамках академической школы советского реализма. Но рамки эти душили и сейчас душат и каждый день идет борьба, "можно так это делать" и "а кому это надо". И как радуюсь как молодежь ломает стереотипы и вместе с ней идешь вперед.
Марина Альвитр
А вы знаете, как 500 лет назад было? Я нет… а мир сократился ровно до тех размеров, до которых вы хотите его разместить. Разве нет? :)) ладно, я тут какая-то злюка получаюсь. Спасибо, что читаете и ещё комментарии пишите ☺️
MagHazar
MagHazar
год назад
))) ну более менее знаю, в рамках изучения истории мирового искусства. Тогда тоже задавали художники те же вопросы. А про мир я имел ввиду, что сейчас нет границ, технологии позволяют развиваться и показывать себя всему миру, и если ты не умеешь это делать, то в это не виновата галерея или куратор. Возвращаясь например к нашему советскому прошлому, искусство принадлежало народу, и было бесплатно. То есть ничего не стоило. Коллекционеров было единицы, частных галерей не было и рынок искусства был подпольным. Картины можно было смотреть в музеях, на выставках, о массовом рынке и речи не могло быть. Купить картину это было сродни сжечь деньги. Блажь. До сих пор живем в этих стереотипах. Что искусство бесплатно, ничего не стоит и художник просто обязан рисовать даром. Так и художник ждет того же к себе. Ждет Волшебника. Согласен с вами. Всё. Это ушло. Надо самим барахтаться. включать мозги и понимать как это работает.
Марина Альвитр
Рисовать даром не надо тоже, это, конечно. В этом же и история, очень простая. Энергообмен. Когда никто ничего не получает его нет. Согласна с вами про границы. А про 500 лет, я имела ввиду не историю искусств, конечно. Хотя там ещё и рынка не было, а художник прикреплялся к «меценату». И искусство было ремеслом, в первую очередь. Сегодня посложнее и поинтереснее, мне кажется. (Что не умоляет шедевров ни коим разом, люблю и все такое)
MagHazar
MagHazar
год назад
Периодически сталкиваюсь с нытьем типа не оценили, не увидели, галеристы для избранных, кураторы дебилы. Те кто видит миллионы в продажах у коллег и хотят повторить этот опыт, ну может кто-то и успеет заработать. ничего плохого в этом нет. у каждого свой зритель, свой поклонник, свой покупатель. Главное не ленится.
Марина Альвитр
Все же хотят за миллионы продаваться? Просто это очень длинный путь, ежедневной работы, которая на миллиметр делает тебя ближе к цели…
MagHazar
MagHazar
год назад
конечно! но для этого надо делать усилие над собой! думать изучать учиться вникать использовать.
MagHazar
MagHazar
год назад
я иногда задаю коллегам вопрос, )) если заработаете миллион баксов с продажи, что дальше. И здесь сразу видно кто творец, кто мастер, а кто пассажир случайный.
Марина Альвитр
Вот-вот. Неприятная такая вещь :)) спасибо за комментарии, правда
Марина Альвитр
Дальше появятся ресурсы для реализации более смелых решений, сложных инсталляций и даже просто время на «поизучать», что тоже важно. Здесь проблема большого зазора. Когда вы заработаете миллион, вы будете думать по-другому, вам уже будет нужно два, для реализации задуманных идей.
MagHazar
MagHazar
год назад
да, именно так!) спасибо!
Марина Альвитр
❤️
Alexander Polyakov
Alexander Polyakov
год назад
Спасибо за статью! Вы золото.
Марина Альвитр
Спасибо!
Svetlana
Svetlana
год назад
Большое спасибо за статью🙏🏼
Людмила Ванагс
Марина спасибо за статью. Я согласна, что не нужно сидеть и ждать фею. Важно делать шаги, развиваться, презентовать себя и свое искусство, учиться говорить о своих смыслах, дойти до своей сути "О чем я? О чем мое искусство? "
Марина Альвитр
Да, и ещё один важный вопрос: «Зачем оно зрителю? Что он заберёт с моей выставки?»
Очень хочется спрятать голову в песок. Но пока ты так стоишь, всегда найдутся те, кто идут вперед. Так можно и всю жизнь простоять... Хватит ныть, надо работать) Спасибо, Марина!
Марина Альвитр
Очень понимаю это чувство! И мне тоже хочется, потому что каждый день ещё новые весёлые истории случаются, но в этом и радость, когда в итоге получается
Мила Гура
год назад
Интересна статья…. Интересна полемика….❤️❤️
Марина Альвитр
Спасибо!
Ольга Туманова
Марина, отличная статья! Мне кажется, пункт 1 и 6 - это очень близкая стратегия и об одном. А пункты 2,3,4 - тоже одна разновидность художника. Про последнее интересно, что многие галереи сейчас занимаются «салонным» искусством, даже можно сказать почти все за редким исключением 😁 ну уж если честным быть
Марина Альвитр
Я к салону отношу конкретную работу только с техникой, вне какого-либо визуального эксперимента. И это разные вещи. Наверное, они могут казаться близкими, при коротком описании. Я делю не по «типу» художника, не знаю, что это такое, а по стратегии коммуникации и развития. Все любят друг друга ругать в арт-среде, говорить «салон» в плохом смысле. Я это знаю очень хорошо, эффективность только маленькая.
Марина, спасибо за статью, взбодрили. Да, скромность уже почти порок, во всяком случае, в жизни художника это настоящий атавизм. И вот интересное дело: художник может рисовать ярко и смело, а в жизни тушеваться. И на то, чтобы выйти из тени, уходят годы, а порой и жизни не хватает. Вот и копится раздражение и зависть к тем, кто не боится быть броским под стать своему творчеству
Марина Альвитр
Ну, не выходить к людям, это выбор художника. Все могут всё, и тушеваться и не тушеваться. Важно же, что мы хотим
Татьяна Нега
Татьяна Нега
год назад
Марина, спасибо, отличная статья! Когда художник "просто работает" он не до конца осознает что делает. Важно заниматься продвижением не только для того, чтобы стать более "видимым", но и чтобы найти смыслы, чтобы понимать, в каком направлении развиваться. Это очень вдохновляет и делает работу интереснее . Я все еще под впечатлением от Вашей консультации - это бесценный опыт.
Марина Альвитр
Согласна с вами на 100%. Когда мы сами по себе, очень многое выпадает из поля зрения. Окружение художника также влияет на его работу, и это тоже часть его профессии. Поэтому его нужно выбирать, подбирать и так далее
Юрий Дырин
Юрий Дырин
год назад
Когда-то в пору своей молодости мне попалась очень полезная книга " О духовном в искусстве" В. Кандинского. Главный постулат в книге таков , каждое произведение искусства - дитя своего времени и рождается оно по законам внутренней необходимости . Я всегда придерживался этого постулата но , если смотреть на конъюнктуру современного художественного рынка, то приходит понимание , что пора пересматривать собственную матрицу!
Марина Альвитр
Да, классическое произведение с точки зрения искусства. Вам не нравится конъюнктура? Время? Что вы хотите пересматривать?
Ольга
год назад
Марина, вы Марина Премудрая. Фея из сказки. Волшебница. Творческих вам успехов.
Марина Альвитр
Спасибо большое!
Арсений Блинов
Марина, спасибо! Ужасно интересно, какой, на ваш взгляд, стратегии придерживался сам Адриан Гени, до того как стал известным? Он из провинции, и заметно влияние Рихтера и Бэкона. Мой вариант - третьей. Либо пятой: традиционные медиа без исследования ;)
Марина Альвитр
Нет, он как раз делал исследования и понимал, что тот визуальный язык, который он предлагает, отсутствует на рынке. Собрал вокруг себя единомышленников, которые работают в сходной технике, с другими темами. Виктор Манн, например. Я общалась с Гени и его галеристом из Клюша, когда они приезжали в Эрмитаж. Точно могу сказать, что это очень долгая и кропотливая работа. Они понимали, что будет интересно, и работали глубоко с румынской историей и с вопросом исторической травмы. Очень советую изучить этот вопрос
Арсений Блинов
Следовательно, стратегия №4? Ну Рихтер то со своими: «У содержания нет формы, оно само — форма» - точно №5. А Виктор Манн - №2 ;)
Кстати, в развитие темы нет ли планов сделать обзор текущего российского арт рынка. Если он сейчас изолирован, то было бы здорово понять с кем и как здесь можно искать сотрудничество. Ведь если нет возможности выхода на глобальный рынок, нужно заниматься на локальном, а не работать в "стол". Я думаю вся аудитория была бы категорически благодарна за актуальную информацию. )
Марина Альвитр
Спасибо за идею! Подумаем!
Юрий Дырин
Юрий Дырин
год назад
Марина, конъюнктура рынка очень интересная и разносторонняя, а время вообще "супер" ! Хочется понять себя - слушать свой внутренний голос или ориентироваться на современные тенденции , по большому счету картины мало продаются , а "в будущее возьмут не всех!" Да , действительно , было бы интересно , если Вы написали искусствоведческий анализ современного художественного рынка . Спасибо за понимание !
Alexander Fedini
Alexander Fedini
год назад
Точно в цель! Марина браво. Подписываюсь - "Действуйте! Вы же Художник! Сейчас самое время"
Марина Альвитр
Спасибо! Рада солидарности)
Анна Гаврилова
Многие ребята даже близко боятся подойти к галеристу, потому что "о боже, они такие надменные, у них запросы, они меня обсмеют и выставят за дверь". Возможно, на каком-то этапе такая оторванность культивировалась даже самими художниками.. Но я так рада, что сейчас все уже движется в сторону большего разнообразия и возможностей. И форматов галерей много, и молодой художник может стартануть к каких-то небольших позиций, не стоя перед дверями большой и страшной Галереи, сжимая в руках свои холстики. Уверенности больше, разнообразия больше, демократичных галеристов больше))) рада, что вы делитесь с нами (и немного даете пинка, чтоб не засиживались))). Вакуум - самое страшное. А теперь его становится меньше. Спасибо за статью!
Марина Альвитр
Вакуум, правда, самое страшное. Закрытость и желание спрятаться в самом себе. А про галеристов: ну, выставят и что? Не возьмут работы? Теперь вы знаете, что вам в другую галерею... определённость всегда лучше чего-то невнятного, тратите время и силы в нужное русло))
Alexander Woronin
год назад
Хорошая статья, молодец)
Ангелина
год назад
Статья адекватная. Художнику мешает работать его гордыня( он и ничтожность свою возводит в ранг гордыни), своя исключительность. А ведь всё просто- надо просто РАБОТАТЬ!!! Брать кисть, карандаш и работать. Полёт начинается незаметно во время работы и тогда приходит энергия чего -то исключительного , что увидят другие. Ошибка вгонять себя в эту исключительность, когда ещё не начал работать. Слово работа, художники не любят,а зря.
Виктор Щупак
год назад
"сейчас все искусство не для всех, так как поздний капитализм стремится к бесконечному количеству вариантов потребления и кастомизации, в этом есть и плюсы, и минусы" - истину глаголите, во всём виновата эпоха )
Нурианна
год назад
Ого, как тут у вас интересно! А то варюсь в собственном бульоне и приправ никаких нет.
eye