Илья Владимирович Гапонов
Гапо́нов Илья́ Влади́мирович (род. 6.4.1981, Кемерово), российский живописец, автор инсталляций.
В 1998–2001 гг. учился на живописно-педагогическом отделении Кемеровского художественного училища (ныне Кузбасский художественный колледж) у художника-монументалиста Е. М. Тищенко и театрального художника С. П. Тарханова (не окончил). В 2001–2007 гг. студент кафедры монументально-декоративной живописи (мастерская О. И. Кузнецова) в Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица. В 2003–2005 гг. прослушал курс «Новые технологии в современном искусстве» Петербургского фонда культуры и искусства «Про Арте». В 2004 г. выиграл конкурс фонда Louis Vuitton и провёл семестр в Национальной высшей школе изобразительных искусств в Париже (мастерская В. Барре). Обучение в Европе, где господствует менее академический, чем в России, подход к художественному образованию, показало ему широту возможностей живописи.
В 2007 г. Гапонов вместе с художниками И. Плющом (И. С. Плющев) и искусствоведом А. Шавлоховой основал объединение «Непокорённые» в Санкт-Петербурге (название – от местоположения мастерских художников на проспекте Непокорённых, дом 17). C момента возникновения объединение ставило целью поддержку молодых имён на художественной сцене Петербурга, которая в этот момент ассоциировалась со «старой школой» 1990-х гг.: Т. П. Новиковым, О. Е. Масловым и др. «Непокорённые» работают по принципу открытых мастерских, передаваемых «резидентам» во временное пользование. Художники могут свободно работать, принимать участие в групповых выставках и реализовывать персональные проекты в выставочном зале объединения. Среди участников в разное время были Т. С. Ахметгалиева, К. В. Котешов, Н. Н. Спечинская, С. С. Мотолянец.
Одна из главных тем, к которой обращается Гапонов, индустриальная. В ней художник осмысляет собственное происхождение из Кемерово, города с развитой угольной промышленностью. В 2009 г. он в соавторстве с кемеровским художником и товарищем по объединению «Непокорённые» Котешовым создал свою наиболее известную серию «Прощание» с крупномасштабными портретами кузбасских шахтёров, написанными вместо краски кузбасслаком – битумным лаком, получаемым в результате обработки каменного угля, добываемого в Кузбассе.
Гапонов сочетает современное искусство с религиозной тематикой, которая интересует его со студенчества: в 2000–2001 гг. он участвовал в росписи Знаменского кафедрального собора в Кемерово под руководством А. С. Роботнова, принимал участие в создании мозаик для часовни в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» в Ленинске-Кузнецком под руководством Е. М. Тищенко. В 2001 г. собирался поступать на иконописный факультет Московской духовной академии в Троице-Сергиевой лавре в Сергиевом Посаде, но, прожив в монастыре в ожидании вступительных экзаменов две недели, отказался от этой идеи. Религиозное искусство повлияло на техническое исполнение ряда работ, в основе которых – деревянная доска, покрытая левкасом, что отсылает к традиции иконописи. Совместно с Котешовым создал серии «Первый снег» и «Три дня» (обе с 2008), посвящённую Страстям Христовым.
Илья Гапонов номинант премии Кандинского (2008).