Александра Кольцова-Бычкова
Живописец, график, художник декоративно-прикладного искусства, сценограф
Александра Григорьевна Бычкова родилась в небогатой семье. Окончила профессиональное рукодельное училище. В 1912–1916 училась в Строгановском художественно-промышленном училище у П. П. Пашкова, в 1918–1920 — в Первых Государственных свободных художественных мастерских у А. А. Осмеркина, в 1920–1921 — во ВХУТЕМАСе у А. А. Веснина, Л. С. Поповой и Н. П. Ульянова. Параллельно с занятиями в Первых ГСХМ посещала занятия в Школе кинематографистов при фотокиноотделе Наркомпроса, которую окончила в 1919. С того же года начала участвовать в выставках.
Жила в Москве. В 1922 работала художником-декоратором в Детском кукольном театре при Народном доме им. Петра Алексеева. В 1920-х занималась преимущественно декоративно-прикладным искусством. В 1924–1926 руководила Мастерской художественной вышивки на бирже труда. В 1926 вышла замуж за скульптора С. В. Кольцова.
В 1927 получила заказ от ЦК Союза горнорабочих СССР на создание к десятой годовщине Октября в технике аппликации двенадцати театральных занавесов и пяти знамен для дворцов культуры рабочих Донбасса, Северного Кавказа, Казахстана и Швеции.
В 1928 вместе с мужем отправлена по линии Наркомпроса в творческую командировку в Париж. В 1929 провела в галерее «Ирондель» первую персональную выставку. Экспонировала свои произведения в Салоне независимых, Осеннем салоне, Салоне художников-декораторов. Работала преимущественно в области промышленной графики: создавала этикетки, рекламные плакаты, фирменные знаки. Сотрудничала с типографией Pascal, издательствами Gallimard, Calvas, журналом Le Jordin des Modes. Имела множество заказов от известных промышленных фирм Франции и Германии, в частности выполняла рисунки декоративных образцов для фирмы Oppenheimer, эскизы спортивной одежды для дома Hermès. Разрабатывала рисунки тканей и посуды. Одновременно занималась станковой живописью и графикой, создала серию «Париж», запечатлев ней характерные типажи и бытовые ситуации.
После возвращения в Советский Союз в 1932, отошла от занятий декоративно-прикладным искусством, полностью сосредоточившись на живописи. Писала пейзажи и натюрморты. В 1939 приняла участие в групповой выставке в Дирекции клуба писателей в Москве. В 1940 в Москве состоялась персональная выставка работ Кольцой-Бычковой.