Марина Владимировна Федорова

Марина Владимировна Федорова

1981
Мюнхен

Марина Федорова принадлежит к числу наиболее значительных и успешных российских художников настоящего времени. Ее работы присутствуют в знаменитых частных коллекциях и в фондах крупных арт-институций, ее творчество за последние годы представлено большим числом персональных выставок в России и за ее пределами. Среди вдохновляющих визуальных кодов художник выделяет американский гиперреализм, японскую гравюру, поп-арт и модернизм в версиях Алекса Каневского, Эрика Фишля, Алекса Каца и Джорджии О’Кифф, также регулярно ссылаясь на работы Эдварда Хоппера и, отчасти, Рене Магритта. 

Марина родилась в 1981 году в г. Ленинграде (СССР), здесь же прошли ее детские и юношеские годы. В 1996 году Марина поступает в Санкт-Петербургское художественное училище имени Н. К. Рериха на отделение дизайна и графики, где у нее возникает интерес к модной индустрии, поэтому с 2000 года она продолжает обучение в Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии имени В. И. Мухиной (ныне — им. А. Л. Штиглица) на отделении «Дизайн моды». Федорова не скрывает своего увлечения дизайном и модной индустрией, но уже на этапе защиты диплома в 2006 году становится очевидно, что ремесло художника привлекает ее больше, чем труд дизайнера одежды.

Активное участие в групповых выставках и реализация собственных проектов относятся к началу 2000-х годов: поначалу Федорова выступает и как модный дизайнер, и как художник. Несомненно, в многолетней связи с миром моды, в продолжительных стажировках в ведущих модных домах Санкт-Петербурга, в сотрудничестве с профильным журналом Dress Code в качестве фешн-иллюстратора можно искать истоки изобразительности Федоровой на старте карьеры: ведущим мотивом здесь является жизнь человека в городской среде и собственно многоликий образ города-мегаполиса.

Период 2005–2009 годов ознаменован сотрудничеством Марины с ведущей петербургской галереей «Д137», которая не только проводит ее первые персональные выставки, но и представляет художника на крупных профильных ярмарках в России и за ее пределами («Арт-Москва», Arte Fieraв Болонье и ArtVilnius в Вильнюсе). Плодотворным также оказалось взаимодействие с парижской галереей Orel Art: галерея выставляет живописные циклы Федоровой в столице Франции и показывает ее работы на ярмарке Art Paris. Начинающий художник заметно интегрируется в арт-сообщество: в 2007 году является официальным художником и разрабатывает визуальный ряд VII Международного фестиваля балета «Мариинский», в 2008 году номинируется на престижную Премию Кандинского и становится художником года по версии дом шампанских вин Nicolas Feuillatte, а в 2010 году принимает участие в благотворительном гала-аукционе при поддержке аукционного дома Christie’s в Государственном Русском музее.

События личной жизни — в частности, рождение двоих детей — помогают художнику значительно переосмыслить место творчества в жизни и влияют на расширение тематического диапазона. Это отражают картины серий «08.08.08» (2009), «Синяя борода» (2010), «Жертвоприношение» (2012) и «Отражения» (2012), в которых возникают мотивы угрозы, отчуждения, отчаяния и выкристаллизовывается новое понимание социальной ответственности. Последнее достигает кульминации в масштабном триптихе 2015 года «Помойка общества потребления», созданном для участия в коллективной выставке Русского музея «Новые русские рассказчики». В то же время для групповой выставки «Эники-Беники ели вареники» (Lazarev Gallery, г. Санкт-Петербург, 2012) художник создает ряд работ, наполненных легкими, сказочными образами, передающими радость жизни, наполненность существования. С этого момента детские образы, воплощающие в себе открытие и познание, радость и неопосредованные простые эмоции, неизменно присутствуют в отдельных проектах, наиболее отчетливо — в светлой выставке «Продлевая лето» (музей современного искусства Эрарта, г. Санкт-Петербург, 2015).

В 2010-х годах параллельно развивается выставочная деятельность художника в России и Европе, преимущественно в сотрудничестве с российскими галереями Lazarev Gallery и «К35» и финской галереей Kadieff (г. Хельсинки). Последняя инициирует участие автора в параллельной программе Венецианской бьеннале 2013 года, для которой Марина готовит серию работ «Италия в моем сердце». Lazarev Gallery также представляет художника на престижных ярмарках «Арт-Москва» (2012), Art Monaco (2012) и Art Stage Singapore (2013). Особняком в творчестве художника 2010-х годов стоит масштабный цикл «Кресты» («Триумф», г. Москва, 2014), посвященный драме разделения любящих людей и ожидания. По сути являясь документальным очерком о печально известном следственном изоляторе, серия делает ключевой акцент на интерпретации различных жизненных ролей женщины.

Активное сотрудничество с финской галереей, пребывание в Финляндии и созерцание северной природы не могло не повлиять на творческую манеру художницы: в картинах появляются мотивы спокойствия и медитативной отрешенности; особое внимание уделяется изображению природных ландшафтов. В дальнейшем изобразительный ряд, в котором отсутствует человек, займет значительное место в творчестве художника. Максимальную дистанцию от изображения мегаполиса знаменует созерцательный проект «На восток от солнца» («К35», 2018), созданный по мотивам поездки в Альпы. В том же 2018 году в музее Château d’Ardelay в городе Лез Эрбье (Фанция) проходит представительная ретроспективная выставка мастера.

С 2017 года Марина работает над масштабным выставочным проектом Cosmodreams («Космосны»), постоянно дополняя корпус работ и трансформируя их концептуальную базу. Впервые этот мета-проект, сочетающий различные, взаимодополняющие планы медитаций автора на тему космоса, был презентован в 2020 году в виртуальном пространстве и в рамках масштабной персональной выставки в российском музее современного искусства Эрарта.

eye