Владимир Гальба (Гальберштадт)

1908
1984

Известный советский график-сатирик, анималист, иллюстратор литературных произведений, мастер политической карикатуры; личный враг Адольфа Гитлера. Член Союза художников СССР и Союза журналистов СССР, заслуженный художник РСФСР.

Гальба (настоящая Гальберштадт) Владимир Александрович родился в 1908 году в городе Харьков. Семья переехала в Петербург, когда будущему художнику было два года.

Занимался в Ленинграде у Н. И. Кравченко и А. А. Радакова (1924–1928). Начиная с 1926 года художник начинает участвовать в выставках и рисовать карикатуры для газет «Ленинградская правда», «Вечерний Ленинград», журналов «Нева», «Огонек». Антифашистские карикатуры начинает рисовать с начала 1930-х годов. С 1939 года состоит художником объединения «Боевой карандаш».

Во время Великой Отечественной войны, в годы Ленинградской блокады почти каждый день в «Ленинградской правде» печатались его карикатуры. Также, много плакатов художник выполнил для объединения «Боевой карандаш», стоял у истоков возникновения этого коллектива художников-сатириков. Автор плакатов: Новогодняя ёлка у белофинского волка (1940), «Смотрите «новый их порядок» на нём фашистское клеймо» (1941–45), «Встреча предка с потомками» (1943), «Сверхтотальная мобилизация в Германии» (1944), «Виды на Крым» (1944), «Породы фриц-грибов» (1944), «Повреждение по всей линии...» (1944), «Белофинский певец» (1944), «Нейтральный Универмаг» (1945).

В мае 1942 года, Владимир Гальба выезжал «в командировку» на передовую в одну из частей Ленинградского фронта. На огромных кусках марли (3х4 м) художник выполнил карикатуры на нацистских лидеров – Гитлера, Бормана, Геббельса, Геринга и других. Ночью эти полотна были выставлены на переднем крае, и с рассветом гитлеровцы увидели их. Первой реакцией на мастерски исполненные злые карикатуры был смех, однако позднее фашисты решили убрать рисунки, для чего начали стрелять по ним, что было совершенно бесполезно – пули пролетали сквозь ткань, не причиняя вреда изображениям. Дальнейшие попытки убрать карикатуры с передовой делали немецких солдат, бравшихся за это дело, мишенями для снайперов Ленфронта. Современники вспоминали, что, рассказывая об этом, В. Гальба шутил: это был тот самый случай, когда сатира убивала наповал. 

В 1945–1946 годах Гальба В. А. присутствовал на Нюрнбергском процессе как художник-корреспондент. Его направляли в творческие командировки в Англию, Голландию, Францию.

После Великой Отечественной войны Владимир Гальба работал в различных ленинградских газетах и журналах, занимался иллюстрированием книг, рисовал плакаты. Продолжал сотрудничество с «Боевым карандашом», выполнил множество работ на темы империалистической внешней политики Запада и агрессивной милитаристской политики США.

Большинство этих плакатов, по прошедствии более чем полувека, не потеряли своей актуальности и сегодня, приобрели новое звучание в нынешней нестабильной политической обстановке. В 1959 году в Ленинграде успешно прошла его персональная выставка.

Плакаты В. А. Гальбы находятся в фондах Государственного музея политической истории России, Государственного музея истории Санкт-Петербурга, Мемориального музея Обороны и блокады Ленинграда, Центрального военно-морского музея (ЦВММ), Азовского музея-заповедника, Воронежского областного краеведческого музея, Выборгского объединенного музея-заповедника, Ирбитского ГМИИ, Музея обороны Севастополя, Омского государственного историко-краеведческого музея (ОГИК музей), Пермской государственной художественной галереи, Ростовского областного музея краеведения (РОМК), Ивангородского музея, Национальной библиотеки Белоруссии, частных российских и зарубежных коллекциях.

В опциях задан не строковый параметр

eye