Семен Мотолянец – участник петербургского объединения «Parazit», один из создателей группы «Мыло», лауреат премии «Инновация-2009».

Работа Семёна Мотолянца «Разрез» (2012) выполнена в смешанной технике, состоит из панелей с прорезями и вырезанными буквами (надписи «КРУГЛоЕ» и «РАЗРЕЗ»), абстрактно-живописные и фотографические вставки. Композиционно художник намеренно создает разъединённость/сочленённость элементов. В работе используются чёткие геометрические формы: прямоугольные и квадратные панели, а также круги и сегменты, что создаёт ощущение конструктивности и модульности работы. Рисунки и фотоинсерции контрастируют с индустриальным, «холодным» внешним видом основных деталей. Акриловые пятна и мягкие переходы цвета вызывают ассоциации с органическим, а фотофрагменты – с документальной реальностью. Вырезанный текст служит не только носителем значения, но и создает теневые эффекты и усиливает физическую материальность художественного знака.

Работа продолжает для Мотолянца характерную логоцентричную линию: текст и изображение вступают в конкуренцию, рождая конфликт или диалог между вербальным и визуальным содержанием. Типична игра с повседневным объектом: акцент на элементарных физических качествах («круглый», «разрез»), однако эта банальность превращается в размышление о визуальном и языковом анализе вещи. Возникает ощущение лабораторном использовании образа: слово «разрез» визуально и физически разрезает композицию, вступая в противоречие с органической округлостью фрагментов. Сочетание материалов свидетельствует о сознательной работе на стыке медиа и разрушает чистоту отдельных традиционных жанров: интермедиальность объекта выражается в прямой интеграции различных медиа и типов художественного высказывания. Мотолянец стремится к столкновению языковых модулей и визуальных кодов, что рождает эффект разреженной нарративности, когда чтение и восприятие изображения не совпадают, а требуют перехода между режимами восприятия. Автор сознательно вводит зрителя в ситуацию «разреза» между формами репрезентации: материал (фанера), фотография и текст взаимодействуют на правах равноправных компонентов – ни один из уровней не доминирует окончательно, каждый претендует на роль носителя смысла.


Провенанс

Частная коллекция (Санкт-Петербург, Россия). Приобретена в онлайн-сообществе «Шар и Крест».


eye