Точка-Империя и Линия-Варвар. Серия «Кавказский пленник»

Ольга Тобрелутс

: фотография

Серия «Кавказский пленник» была создана в 2008 году.

Основой этой серии стал перформанс зафиксированный на видео и фото. Костюмы для перформанса были сшиты автором по собственному эскизу. Идея перформанса заключалась в противоборстве двух персонажей – Красной Точки и Черной Линии. Красная Точка олицетворяет Империю, а черная линия – Варваров. Видео смонтировано под музыку Леонида Десятникова. В серию вошли цветные фотографии напечатанные на холсте тиражом 10 экземпляров, а так же черно-белые фотографии напечатанные на бумаге ILFORD в единственном экземпляре. Выставочная экспозиция этого проекта состоит из видео фото и принтов смонтированных на одной стене рассказывает историю которая вступает в диалог с текстом Василия Кандинского «Точка и линия на плоскости».

Серия была показана:

в 2009 год на выставке премии Кандинского, Москва

в 2019 год в музее PARKVIEW, Сингапур

          В 2021 год в музее современного искусства на острове Борнхольм, Дания

          В 2025 год в Фонде Культуры ЕКАТЕРИНА, Москва

Серия находится в коллекции музея PARKVIEN MUSEUM BEIJING и представлена в постоянной экспозиции музея.

Экспозиция «Кавказский пленник» сопровождалась авторским текстом :

Кавказский пленник

Геометрическая линия — след перемещающейся точки, то есть её произведе-

ние. Она возникла из движения — а именно вследствие уничтожения высшего, замкну-

того в себе покоя точки. Таким образом, линия — величайшая противоположность

живописного первоэлемента — точки.

Василий Кандинский

К Р А С Н А Я Т О Ч К А

Вот она — гордится своей спелостью, величавостью, самодостаточностью. Она не опасается ударов извне. Она замкнута и разрастается из центра. Её величие растёт на плоскости, поглощая всё больше и больше пространства вокруг себя. Это не можетне привлекать внимания. Она самодовольна как ноль, молчалива и невидима. Её молчание и движение от центра словно гипнотический сон завораживает. Убаюкивает. Успокаивает. Краткий миг в танце, так называемую остановку, можно интерпретиро-вать как невидимую точку. Поэтому движение точки прерывисто и зашифровано: точка — тире, точка — тире. И только в момент, когда напряжение достигет предела, точка переходит в наступление.

Л И Н И Я

Есть и другая сила, которая возникает не в точке, а за пределами таковой. Эта сила устремляется на встречу точке, вырывает её и двигает по плоскости в каком-либо направлении. Это мгновенно уничтожает концентрическое напряжение точки, причём сама она уходит, а на месте её возникает новая жизнь, подчинённая собственным законам. Линия — это всегда ответ на действие точки. Её след в пространстве или скачок в направлении движения точки. Она полностью противоположна точке. Она стройна и незамедлительна, любопытна и стремительна. При всей своей внешней независимости линия находится в подчинённости точке из-за своего страстного отно-шения и древней зависимости от неё. Иногда линия может стать горизонтом для точки, при условии абсолютной ясности оной. Иногда линия становится непреодолимой границей, разделяющей плоскость на несколько частей. И тогда точка теряет свою не-видимость. Линия перераспределяет пространство, омолаживая его.

Ольга Тобрелутс

Провенанс:

Частная коллекция.

Серия была показана:

в 2009 год на выставке премии Кандинского, Москва

в 2019 год в музее PARKVIEW, Сингапур

В 2021 год в музее современного искусства на острове Борнхольм, Дания

В 2025 год в Фонде Культуры ЕКАТЕРИНА, Москва

Серия находится в коллекции музея PARKVIEN MUSEUM BEIJING и представлена в постоянной экспозиции музея.

Публикации:

Ольга Тобрелутс: Я путешествую, как Фауст, соблазненный Мефистофелем. Art Focus Now, 14 апреля 2025 г.:

https://artfocusnow.com/video/olga-tobreluts-i-travel-like-faust-seduced-by-mephistopheles/


eye