Сегодня хочу поделиться некоторыми советами о том, как собирать коллекцию и как не потратить лишних денег на то искусство, которое не будет приносить радости.
1. Вы здесь самый главный. Как одежда продолжение нас и репрезентация во вне, так и коллекция расширение нас в пространстве. Коллекция по сути и есть коллекционер: его взгляд, вкус, характер, мировоззрение. Произведения искусства - это материализованные идеи, было бы странно владеть теми, которые вам не близки. Сегодня ценность личности становится все более и более высокой. И можно, конечно, собирать период в искусстве, топовые имена (так называемые ABC-коллекции), и они получат свое признание, но самое интересное, конечно, это личность коллекционера: чем она ярче и многограннее, тем интереснее коллекция, а следовательно, и значимее.
2. Смотрите, слушайте, читайте, снова смотрите, слушайте, читайте… никому особо не верьте, только своему глазу и сердцу, но обязательно смотрите, слушайте и читайте. Один мой друг, вполне себе уверенный коллекционер, говорил о том, что в первый год знакомства с искусством у бедолаги-коллекционера нужно отобрать все деньги и ничего не давать покупать, только заставлять ходить по выставкам и в мастерские художников. Так, по его мнению, можно сэкономить крупную сумму денег, а потом и времени, которое придется потратить, чтобы все прекрасное, накупленное в первый год продать. Некоторые коллекционеры свои первые опыты в искусстве как-то и продавать стесняются: перед коллегами неудобно…
3. Дружите с профессионалами. Понятно, что у каждого куратора, критика есть свои предпочтения в силу жизненных обстоятельств, видения мира, знаний об искусстве и прочего. Часто они говорят очень противоречивые вещи. Однако, во-первых, это по большому счету нормально: плох тот философ, который согласен со своими коллегами, а, во-вторых, слушая такого рода профессионалов, вы начинаете понимать некую центральную ось, вокруг которой искусство крутится. Она поможет сформировать вам свое видение и ощущение искусства и тут мы возвращаемся в пункт первый.
4. Изучайте историю искусств. Да-да, тут я звучу как страшная зануда, пенсне мне и кринолин. Не могу про это не сказать, если честно. Ощущения, переживания, эмоции, вибрации от искусства - это все прекрасно, но искусство - это язык. Современное искусство, как ни странно, принесено нам не инопланетянами, которые пытаются что-то такое и этокое нам с его помощью передать, а просто этап развития языка, который формировался много-много лет. Чтобы на языке говорить, нужно его знать. Поэтому знание истории искусств - просто гигантская помощь в формировании коллекции.
5. Насмотренность. Страшный зверь, про которого говорят все галерист и арт-дилеры. По сути, это привычка смотреть искусство и реагировать на неожиданные и странные формы как приятные, а не раздражающие. Еще один мой друг коллекционер говорит, что он вообще никогда не купит искусство, которое не вывело его из состояния равновесия. Должно что-то такое случится, от удивления до злости, некий шок: а что так можно было? Вот это искусство, по его мнению, а все остальное - повторение обыденного. Шутки шутками, но очень легко застрять в формах, которые понятны и привычны с детства или на каком-то этапе развития и в этих формах существовать. Тогда коллекция станет однообразной, а художников может быть много, но они будут как один.
6. Экспериментируйте. Это еще один шаг к разнообразию коллекции. Многие коллекционеры склонны покупать «понятные» техники в искусстве: живопись, графика, скульптура. Думаю, этот момент можно не объяснять: повесить/поставить дома, удобно хранить и вопросов тиража, подлинности не возникает. Но, конечно, современное искусство не про техники, и покупка документации к перформансу не менее интересна, чем еще одна живописная работа. Постоянно расширяйте рамки сознания, чтобы оно не завело вас в ловушку однообразия.
7. Не ведитесь на слово «гениально». Вообще, как только начинаются разговоры: «У вас такой глаз», «Вы выбрали лучшую работу», «Да, именно эта работа, на которую вы смотрите - гениальна», и весь прочий пафос, я хочу убежать. Настоящие коллекционеры, с большим уровнем отваги, могут, конечно, остаться. Главное помнить, что такого рода лесть, а также слова «гениальный», «божественный промысел», «прекрасная работа», «какая линия, какой мазок» без дальнейшего пояснения - это манипуляция. Я бы лучше слушала тех, кто аргументировано спорит или просто может объяснить, почему на этого художника можно обратить внимание.
8. Искусство - это любовь. Без нее нет магии, нет интереса, нет счастья, которое может принести коллекционирование. Еще один коллекционер, выбирает работы по следующему принципу: он смотрит на работы, дальше проводят в мыслях или снах ночь и понимает: может он без этого произведения искусства жить или нет. Для него каждая работа, это как новый брак. Коллекция как живой организм. Искусство полностью окутывает его квартиру, а если работа долго висит на выставке, он начинает скучать и приходит посмотреть. Насколько значима его коллекция? Для него это жизнь, это любовь.
9. Частное и публичное. Собирать для себя - это одно, а вот представить на суд общественности - немного другое. Есть коллекционеры, которые делают этот шаг достаточно просто, понижая ответственность словами, что дескать, это вот мое пространство, как моя гостиная, зову друзей, и, вообще, я тут ни при чем. «Безответственное собирательство» - тоже выход. Но не у всех так работает. Если коллекцию показать хочется, но страшно, пригласите такого человека, который может ее прокуривать. Все тот же профессионал, который посмотрит, на какие области ее разбить, что стоит купить, чтобы, например, представить период или тему более полно, а что лучше спрятать или продать (смотри пункт два). Зовите человека, с которым легко складывается диалог, человека, которому вы доверяете.
10. Такой же, как и первый: вы здесь самый главный. Вы точно в начале купите то, что вам не будет нравиться через пять лет. Это нормально. Но также, как мы иногда ведем дневники, а потом перечитываемая и усмехаемся сами себе, так и коллекция помнит нас прежних: немного более молодых, немного более рискованных или наивных. И это важно. Возможно, эти работы не оценит искусствовед или другие художники, но какая вам разница, если это продолжение вас в какой-то период жизни?