Назад ко всем статьям

5 советов начинающему куратору

04.09.2023
5 советов начинающему куратору

Куратор — очень молодая профессия, критерии ее достаточно размыты, требования тоже, однако кураторство — это не только занятие, но еще и очень большое удовольствие. Не так давно я сделала проект в замке Stamerienas — персональную выставку Петра Отлана «Действие - бездействие», и вспомнила различные нюансы, связанные с кураторством. С ними я сталкивалась на протяжении всего своего опыта, поэтому хочу оформить здесь 5 пунктов, которые могут пригодиться кураторам в самом начале карьеры.

 

1. Размер имеет значение

Часто молодой куратор хочет сделать сразу что-то очень большое: вот, Венецианскую биеннале ему подавай. Однако есть большая разница между курированием камерных проектов и больших арт-событий. Отличие заключается не только в том, что в одном случае нужно показать 20 работ, а в другом 200, и приложить больше усилий для формирования пространства и сбора произведений, но ещё и в том, что во втором случае вам точно нужна команда и управленческие навыки, чтобы проект не развалился еще на ранней стадии.

И да, если мы говорим про большие кураторские проекты, управленческие навыки — это часть компетенций куратора. Без них лучше в большую игру не ввязываться. Да и в целом, учиться лучше на камерных, но необычных, креативных выставках — событиях, которые запомнятся, но не будут требовать большого количества ресурсов. И только тогда, когда вы чувствуете, что небольшие проекты для вас действительно малы, стоит переходить к чему-то большему.

 

2. Только белый куб и известная институция

Есть такое предубеждение, что делать выставки нужно в институциях, галереях, музеях, правильном пространстве «белого куба». И вот вы, молодой куратор, попадаете в порочный круг: у вас нет выставок и проектов, поэтому вас не берут галереи и музеи, потому что нет выставок, а выставки у вас нет, потому что они же не берут. Ханс Ульрих Обрист начинал, например, на кухне своей квартиры. Я открыла свою галерею в лофте на последнем этаже жилого дома. И другие проекты, интересные, симпатичные и креативные, которые хочется смотреть, часто делаются не на специализированных площадках.

Сама площадка не влияет на личный бренд куратора. На него влияет умение с ней работать и выстраивать диалог между пространством и проектом. Например, у меня оказалась нереализованной одна чудесная идея: показать в ресторане художников группы «Паразит». Это должна была быть арт-интервенция, где в фешенебельном ресторане люди сталкивались бы с чем-то необычным и неожиданным.

Поэтому площадка может быть любая, вопрос, как подойти к созданию проекта в ней. Можно поставить картины на мольберты (ужас-ужас), а можно придумать большое количество креативных решений или сыграть на контрасте.

 

3. Не убить произведение, а сделать его идею сильнее

Еще один важный момент в кураторстве — архитектура выставки. Произведение искусства может быть уничтожено экспозицией, а может получить дополнительные грани и смыслы просто от того, в каком контексте оно находится, насколько плотная развеска, как окружающий контекст работает с произведением, что висит в одном зале и так далее.

Кураторство — это интересная профессия, где визуальный язык и архитектурная форма сочетаются со сложными смыслами, чтобы создать еще что-то более многослойное.0
Умение работать со смыслами и формами — одна из важнейших компетенций куратора. Иногда лучше показать меньшее количество работ, …

Интересно?
Чтение полной статьи доступно для зарегистрированных пользователей Артократии. Авторизуйтесь на платформе и получите неограниченный доступ к интересным материалам об искусстве.
Комментарии

Поделиться новостью
eye