«Искусство — это базовая потребность человека». Интервью с Ольгой Фоминых

26.09.2023
«Искусство — это базовая потребность человека». Интервью с Ольгой Фоминых

Мы каждый день рассказываем о современном искусстве, его направлениях и концептах, сегодня решили сфокусироваться на одной его важной части, которая немало повлияла на развитие искусства в ХХ веке — аутсайдерском искусстве, в которое в том числе входит понятие ар-брют(1)(произведения, созданные людьми с ментальными особенностями, детьми). Для этого мы поговорили с основательницей общественной организации «Аутсайдервиль» Ольгой Фоминых. Обсудили границы этого художественного явления, трудности, с которыми сталкивается социальный предприниматель и о терапевтичности искусства.

Первый и самый главный вопрос: кто такая Ольга Фоминых?

Ольга Фоминых — общественный деятель, основатель «Аутсайдервиля», член Европейской ассоциации аутсайдер-арт (European Outsider Art Association).

Вы раньше занимались маркетингом и пиаром. Как вы начали работать с социальными проектами?

Совершенно случайно. В ответ на этот вопрос люди обычно ожидают личную историю, но на тот момент её не было. Уже гораздо позже у моего брата было диагностировано ментальное заболевание. К счастью, сейчас он в ремиссии. Когда я пришла в аутсайдерское искусство и «большую психиатрию», у меня не было к этому никаких предпосылок — ни психиатрического, ни искусствоведческого образования. Моя первоначальная специальность — маркетинг и коммуникации, но, наверное, по смыслу это близко к тому, чем я сейчас занимаюсь. Мне пришла в голову идея организовать социально значимую выставку творческих работ пациентов и их лечащих врачей (без обозначения диагноза и профессионального статуса) на городской площадке — и это вызвало общественный резонанс.

С какими трудностями сталкивается предприниматель в социальной сфере?

Проблемы людей НЕ с тяжёлыми ментальными нарушениями — это практически слепая зона для общества, государства и даже самого некоммерческого сектора. Дело в том, что больше 60% людей с психическими заболеваниями среди общего числа — люди с высокофункциональным интеллектом. У них нет явных нарушений и симптомов, по которым даже прогрессивный член общества мог бы понять, что человек нуждается не то, что в поддержке и помощи, но и, например, в лечении… Бывает сложно донести, что наши резиденты могут быть продуктивными и высокофункциональными, нередко имеют несколько образований и различные профессиональные навыки, но из-за особенностей заболевания не могут трудиться системно и бесперебойно на рутинной работе. Сложно донести, что эти люди нуждаются в поддержке и при этом представляют неисчерпаемый ресурс для общества не только в сфере искусства и культуры, но также в экономике, промышленности, науке. Нам приходится функционировать в этом дуализме — с одной стороны, говорить, что наши резиденты часто находятся в тяжелом ментальном и физическом состоянии, госпитализируются, лечатся и сложно восстанавливаются, а с другой, показывать, что это полноценные и продвинутые участники общества. У нас манифест проекта называется: «Будущее будет аутсайдерским». Художник-аутсайдер, в нашем понимании, это человек, который обладает «высоким КПД», инновационным мышлением и может предложить социуму множество нестандартных эффективных решений, если ему оказать своевременную помощь. Вторая сложность заключается в том, что нам приходится балансировать между социо-реабилитационными задачами (буквальное сопровождение резидентов на жизненном пути) и профессиональным продюсированием. Так что нам одновременно приходится действовать по законам арт-рынка, предлагая художественные произведения наравне с другими участниками, и поддерживать наших резидентов в реабилитации и социализации. В постоянном пуле у нас уже более 100 художников и ещё примерно такое же количество ребят, являющихся потенциальными участниками проекта, но пока находящихся в поиске художественной идентичности, параллельно сталкиваясь с проблемами, в решении которых мы также принимаем участие. В «Аутсайдервиль» можно обратиться с запросом из любого уголка России — и это требует огромных временных, трудовых и административных ресурсов. Также большая сложность в работе с потенциальным покупателем художественных произведений, поскольку у среднестатистического обывателя есть представление о недоступности искусства и коллекционирования как прерогативы состоятельных коммерсантов, однако работы наших авторов, особенно в начале творческого пути — стоят примерно, как средняя корзина на каком-нибудь Озоне или закупка в Ленте. Приобретая работы резидентов на ранних этапах — покупатель получает не только невероятное эстетическое удовольствие, но и совершает своего рода инвестицию. Пока работа радует глаз близких, друзей или коллег — нашими усилиями, продвигая автора через российские и международные выставочные и другие проекты — стоимость работ может стремительно расти. И нам пока сложно найти «ключ» к …


eye