Тема телесности была долгое время табуирована в российском и уж тем более в советском искусстве. Только недавно стали появляться художницы, готовые говорить о женском теле без прикрас и объективации. Юстина Комиссарова — одна из них. Экспериментируя с разными техниками, она исследует тему гендера и его функционирование в современном обществе через психоанализ и архетипические коллективные травмы. Мы поговорили с Юстиной о стереотипах, восприятии условно «некрасивого» и об общественных табу. Больше работ художницы вы можете посмотреть на Маркете Артократии.
Начну, наверное, с самого логичного вопроса для художника: как ты пришла к искусству? Расскажи о своём пути.
Я родилась в семье художников, поэтому искусство было со мной с самого детства. Мои родители, как и я в дальнейшем, закончили Мухинскую Академию (СПБГХПА им.А.Л.Штиглица). Мой супруг Вадим Комиссаров тоже художник, так что у нас очень творческая семья. Я всегда была окружена рисунками и красками, книгами по искусству, часто ходила в Эрмитаж, так как я родом из Петербурга.
Это само собой разумеющееся…
Да! Я закончила художественную школу, но не знала, на какую именно специализацию поступать в Мухе. Единственное, в те годы я не хотела быть художником-станковистом. У меня не было никаких иллюзий по поводу этой профессии. В итоге я пошла на дизайнера интерьеров. Потом ещё около 5 лет проработала в этой сфере, была архитектором. Но это всё было до того, как я вышла в декрет, именно в это время я поняла, что хочу заниматься искусством профессионально — мне не хватало свободы творчества и мышления в дизайне.
Раз уж мы заговорили про декрет, то задам такой вопрос: каково это быть одновременно художником, женщиной и матерью? Как тебе удаётся совмещать все эти роли? Кажется, как будто в быту сложно найти место вдохновению и дисциплине, которые необходимы для искусства?
Это наболевший вопрос. Совмещать семью и работу, особенно когда муж тоже творческий человек довольно непросто. Во время декрета ,когда дети были совсем маленькими, я лет 5 к кистям не притрагивалась. А сейчас у меня есть правило: каждый день я планомерно занимаюсь своим делом — искусством. Я выстраиваю свою жизнь так, чтобы дети тоже понимали, что их мама — художница. Они иногда спрашивают: «Ты нас любишь? А искусство тоже любишь? А кого сильнее?». Но я им всегда рассказываю, что это большая часть моей жизни и если я от неё откажусь, то я не буду счастлива. Сейчас уже стало полегче — они приезжают ко мне в мастерскую, мы посещаем экскурсии в Эрмитаже и любимый кукольный театр Сказки, где я черпаю вдохновение.
Юстина Комиссарова «Кризис точки опоры (2)», 2022
Я так понимаю, дети тоже вырастут художниками и продолжат династию.
Для меня главное, чтобы они были собой. Пусть сами решают, кем быть. Это их путь.
У тебя сейчас открылась персональная выставка в галерее Debosh. Это уже не первая персональная выставка в твоей карьере. Поделись опытом: через что художник проходит, чтобы сделать …