Обуздавшие форму. Интервью с Иваном Говорковым и Еленой Губановой

05.05.2023
Обуздавшие форму. Интервью с Иваном Говорковым и Еленой Губановой

Уверенные. Состоявшиеся. Влюбленные. Влюбленные друг в друга, в искусство и в саму жизнь. Иван и Елена - тот самый пример союза, творческого и личного, на который смотришь, как на пример.

Иван встретил меня в их квартире-мастерской холодным петербургским вечером. Наш разговор, проходивший в окружении созданных им с Еленой произведений, сразу ушел дальше и глубже, чем просто рассуждения об искусстве и роли художника.

Когда к нам присоединилась Елена, сразу стало понятно, как этот идеальный симбиоз личностей столько лет создает, живет и пробует различные формы.

Истинные мастодонты арт-мира и экспериментаторы, умеющие чувствовать время и обуздать, кажется, все возможные медиумы.

Они - артисты. Они - личности. Они - Иван Говорков и Елена Губанова.

Кто такой Иван Говорков?

Рассказываю! Иван Говорков на данный момент есть память о том, кем он был в 3 года, когда любил жизнь. Потом начался период, когда он больше всего любил конфеты и печенья, а с 12 лет он стал бывать в исключительно женском обществе, так как у сестры было много подружек — они его теребили, надевали на него платьица. Иван Говорков представлял из себя любвеобильное существо, приятно чувствующее себя в женском обществе. Таким он являлся до 70 лет.

Я был хорошим мальчиком, не пил, не курил, у меня не было конфликта с государством, и я закончил всевозможные официальные художественные учреждения. Сначала я ходил в Дом пионеров — это был один Иван Говорков. Потом я поступил в ЦХШ и получил пятерку за кубик с горшочком. Затем я поступил в Институт и учился там с повышенной стипендией. А потом, уже в творческой мастерской Андрея Андреевича Мыльникова, мы создавали гобелены, за что нас выдвинули на государственную премию, но отдали ее Таиру Салахову, так как ему тогда было 75 лет.
И после всего этого я стал педагогом — 10 лет преподавал архитекторам, а затем в реставрационной мастерской, где и преподаю до настоящего времени рисунок, что мне очень нравится.

Так вот кто из них Я? Имя осталось то же, внешность, к сожалению, меняется. Значит, осталась память — я могу переселиться в себя трехлетнего или двенадцатилетнего и вести себя так же, а могу — что уже намного опаснее! — в 18-летнего, еще опаснее — от 40 до 50.

Иван Говорков

А сегодня?

Сегодня это все, что я вам рассказал, плюс встреча — момент, который мы сейчас проводим вместе. Это если и вы, и я воспринимаем время просто, как стрелу от прошлого к будущему. Христианская концепция, в которой все понятно. Насколько сильно тебя тетива оттянула, настолько сильно и полетишь. В чем проблема образования? В том, что можно перетянуть тетиву и она лопнет. Поэтому не так все просто, когда мы разбираем собственное я.

У меня все прекрасно, я вынужден скрывать это от окружающих, потому что, когда меня спрашивают: «Как дела?», я вижу по физиономии, что надо бы огорчить этого подлеца и отвечаю: «Изумительно!». Не то, что хорошо, а изумительно у меня все. Ничего не болит, одна мигрень с 8 лет, а это интеллигентная болезнь — раз в два-три месяца можно пережить.

Был период после того, когда реалистическая карьера в социально-организованном обществе кончилась. А она требовала очень много энергии и сил! Лежишь, бывало, а тебе звонят из комбината живописно-оформительского искусства и говорят: «Иван Владиславович, вы не хотите портреты вождей написать?». А я вот здесь, на этом же диване, лежал и говорю: «Нет, вождей писать не буду. Я не мастер по вождям». На том конце отвечают: «Хорошо! Подождите, мы вам еще позвоним». И звонят, предлагают какую-нибудь картину. Это было лучше, но делать такой заказ гораздо труднее.

Параллельно этому человек развивается: читает умные книжки, размышляет о вечном, проходит испытания страстями, ошибается, выясняет свою настоящую генетику, на что он способен, а на что нет, с чем надо и не надо бороться.
Вся другая идеология говорит, что нужно бороться со своими недостатками, но так ведь можно и придушить свои настоящие качества. Так много недостатков — у меня бы все время ушло на борьбу. А так, реализуешь пару недостатков и лучше жить становится.

Деревянные рельефы . 1999-2010

А параллельно с размышлениями мы перешли с Леной, моей женой и соавтором, еще до развала Советского Союза, на деревянные рельефы и абстрактную живопись. И когда все развалилось, искусствоведы стали интересоваться нашими деревянными рельефами. На них ушло у нас лет 10, а может, и больше.

Елена Губанова

Если говорить о Елене Вадимовне, то женщины — очень креативные существа, менее консервативные, чем мужчины. Я уже тогда сидел на 3 стульях: преподавал рисование, в стилистике возрождения, писал картины, как Веласкес, и делал абстрактные рельефы на даче.

Все было гармонично и хорошо — если иметь широкий зад, то можно и на трех стульях усидеть. Но и этого оказалось мало. Леночка сказала, что это все модернизм и с ним пора завязывать. Знать бы, правда, еще, что такое модернизм, но я догадываюсь… Надо было делать что-то креативное, и 32 года назад, в 1992 году, на этой кухне собрались Алексей Кострома, его жена Надя Букреева, Лена и я.

И они начали меня доставать, я-то был их постарше лет на 10-12, а они уже в другом времени родились. Они все: «Давайте менять концепцию в искусстве!». А я думаю, как это? Это все равно, что поменять лицо и память жизни. Я им говорю: «Ладно, вот, что я могу предложить: я с 10 лет хожу в Академию художеств, поэтому можно, конечно, вспахать круглый академический двор». Видели нашу инсталляцию с Малевичем?

Я пересмотрю.

Это круглый двор Академии художеств, там в советские времена была трава, студенты выпивали, можно было вздремнуть. В общем, все было очень романтично. А в блокаду там были огороды, там капусту выращивали. Так я предложил перекопать этот двор. «Найдем лошадку, Кострома, ты будешь идти с плугом, а я буду сзади разбрасывать семена абстракционизма, дадаизма, сюрреализма, концептуализма и всех -измов». В общем, с юмором инсталляция. Ну, и стали думать, где лошадь взять, где плуг, кто нас пустит туда.

Огород Малевича . 1992

Кострома, который увлекался тогда Малевичем, говорит: «Давайте перекопаем, но только черным квадратом». Сделали «Черный квадрат» 10х10 метров, засеяли семена морковки. Потом Надежда Букреева сняла актовый зал Этнографического музея — там сделали длинный коридор, в конце которого сидел артист с маской Малевича на лице и в смокинге, со свежей морковкой на столе. Зрители шли по коридору и брали морковку у «Малевича», их снимала кинокамера. Моя идея была такая: вскопать круглый двор ортодоксальной Академии художеств, засеять его семенами супрематизма и ждать, пока форма, проросшая в плоскости, вырастет и будет съедена в жизни. Это были 90-е годы. Интерактивная инсталляция и перформанс, плюс исторические корни, плюс весь Русский авангард, его развитие и сама ирония.
Это была первая такого плана выходка в нашем творчестве.

Огород Малевича . 1992

Прошло 30 лет, за это время мы этот «Огород» реконструировали на выставке «Гибр…


Константин S
Константин S
год назад
Интересно
Юля Лузина
Юля Лузина
год назад
Спасибо!) Рада, что вам понравилось!)
Alina Tacmelova
Alina Tacmelova
год назад
Очень интересно!!!
Юля Лузина
Юля Лузина
год назад
Спасибо!) Рада, что вам понравилось!)
Alexander Polyakov
Alexander Polyakov
год назад
Прекрасные люди, прекрасные мысли. Совсем другое мировоззрение, отличающееся от современного коллективного. Было приятно почитать.
Юля Лузина
Юля Лузина
год назад
Спасибо!) Рада, что вам понравилось!) Да, они действительно какие-то удивительные, абсолютно уникальные люди, разговор с которыми заставляет задуматься о многом)
eye