Фестиваль интерактивных проектов и медиаискусства «Цифровая механика»

11.10.2023
Фестиваль интерактивных проектов и медиаискусства «Цифровая механика»

Диджитал-искусство продолжает своё развитие в России. Этой осенью Центр современного искусства Сергея Курёхина во второй раз проводит Фестиваль интерактивных проектов и медиаискусства «Цифровая механика». Команда Артократии побывала на открытии и делится обзором на это важное событие.

В рамках фестиваля рассматривается феномен гибридности мира — пожалуй, самая актуальная тема для цифрового искусства. Гибридность заключается в том, что стремительная поступь цифровизации диктует новые правила восприятия окружающей действительности и размывает границы материального и виртуального. Искусство способно изменить мировоззрение людей или хотя бы дать пищу для размышлений, пригласить к диалогу. Многие художники, в частности представленные на фестивале, ставят перед собой именно такую задачу, но делают они это с помощью современных технологий. Как пишет куратор выставки, Ксения Макаренко, идея сама по себе не столь новая: весь ХХ век художники делали то же самое, прибегая к разным средствам. Таким образом, родилась «Новая эстетика», которая затем сменилась «постцифровой эстетикой», хорошо нам знакомой: «… для иммерсивной вселенной «цифры» нет ничего невозможного, а появление новых гаджетов делает этот опыт еще более увлекательным и изощренным. Правда, ввиду баснословной скорости развития, любые попытки описать или систематизировать Digital art тщетны, именно поэтому основная задача выставки и фестиваля «Цифровая механика» — фиксация фрагмента этой вселенной, находящейся в бесконечном конструировании самой себя».

Помимо экспозиции с самыми видными диджитал-художниками Фестиваль также предлагает насыщенную перформативную и образовательную программы. А сейчас сосредоточимся на представленных в экспозиции художниках и их проектах.

Художник Вильгений Мельников, чьи физические объекты побили все рекорды на летних петербургских ярмарках, в этот раз создал тотальную инсталляцию «Ветровал» совместно с Кириллом Рейвом. Кажется, что современные технологии сейчас позволяют нам заглянуть в каждый укромный и не очень уголок мира, но можем ли мы воспринять этот опыт в полной мере? Художники решили провести эксперимент: ни разу не встретившись вживую, они отправляли друг другу фотографии, аудиофайлы, видеотрансляции и 3D-модели отсканированной местности, заброшенной после сильного урагана. Так, Мельников и Рейв, документируя и оцифровывая следы ужасной катастрофы, предлагают зрителю посетить и прочувствовать это место, правда, в стенах городской галереи.

Надежда Бей представила проект “Spacewatching”, который посвящён феномену существованию людей и окружающей среды под постоянным наблюдением цифровых систем. Надевая VR-очки художница ставит себя в позицию наблюдателя и пытается определить, насколько искажено восприятие мира этого наблюдателя.

Участница Alvitr Club Алина Такмелова в своей работе «От хаоса к душе» исследует вопросы идентичности и бессознательных паттернов внутри нас. В инсталляции показаны фразы, с которыми мы сталкиваемся с самого детства. Вроде “you’re not good enough” («Ты недостаточно хорош») или “Everyone doing it, you have to too” («Все это делают, и ты тоже должен»). Все они незаметно влияют на наше подсознательное и в какой-то мере обусловливают события нашей жизни. Зритель может прогуляться в виртуальном пространстве по бесконечным коридорам с избитыми предписаниями и задать себе вопрос: «А где среди этого всего я?».

Полина Чернышева из Школы Родченко, используя видео 360, нейросети и Google …


eye