
Художники Возрождения писали великие картины на заказ, создавали целые резиденции с эротическими гравюрами и воспевали куртизанок. Обо всем по порядку.
Эпоха Возрождения или Ренессанс далеких XV-XVI веков интересна и сегодня. Казалось бы, прошло 500 лет, а имена — Рафаэль, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Тициан известны практически каждому в мире.
Ренессанс окутан мифами. Его любят приводить в пример, как самое свободное искусство; а художников, как возвышенных творцов, далеких от обычной жизни.
Только это не совсем так. Отношение зрителя меняется от эпохи к эпохе и зависит от контекста вокруг. Как посмотреть на работу Возрождения, учитывая контекст? Представьте, что у вас есть машина времени и вы оказались там. Вас окружают философия, экономические, политические события, в которых творили те самые известные всему миру гении.
Насколько мы понимаем контекст Ренессанса и можем ли в полной мере говорить о его смыслах из дня сегодняшнего?
В смыслах и визуальных образах эпохи не всегда могут разобраться даже ее современники. Большая часть мифов о художниках дошли до наших дней еще с XV века.
Загадочная возлюбленная Рафаэля
Один из громких мифов эпохи Возрождения о якобы любви Рафаэля к прекрасной женщине, плодом которой стал чарующий женский образ на картине «Портрет молодой женщины (Форнарина)» из Палаццо Барберини.
Рафаэль «Портрет молодой женщины (Форнарина)»
Правдоподобная версия гораздо приземленнее — Рафаэль писал картину на заказ к бракосочетанию банкира Агостино Киджи и Франчески Ордеаски для интерьера их виллы, а образ на картине — свадебный образ богини любви Венеры, а не реальная женщина.
Считается, что основой для мифа стали жизнеописания художника Джорджо Вазари. По его словам (в тексте естественно), Рафаэль был известен своей влюбчивостью. Это неудивительно — и работа, и творчество, и время, и место располагали.
Вазари также описывал одну из его любимых женщин, которую писал художник. Ее образ прочно связали с «Портретом молодой женщины», написанным в Риме, как продолжение серии в честь возлюбленной и прочая романтика. Хотя в жизнеописаниях речь шла про другую картину, написанную во Флоренции.
Первое название картины «Портрет молодой женщины» дано сами Рафаэлем. Свое второе имя «Форнарина» та обрела уже сильно позднее из неожиданного источника — сборника гравюр Доменико Кунего по мотивам знаменитых картин итальянских художников.
Он сам подписал одну из гравюр с образом женщины, списанной с картины Рафаэля, «любовницей» и дописал слово Fornarina, которое изначально даже именем не являлось, но тоже отсылало к эротическому смыслу слова «возлюбленная». Сборник разошелся, а миф и новое имя в массовом сознании закрепились.
Даже будущий папа Александр VII сделал вывод, что на картине любовница. Каким образом он пришел к этому — неизвестно.
С этим образом успели связать реальную женщину по имени Маргарита, дочь сиенца Франческо Лути. Вдову, которой приписали тайный брак с мастером незадолго до его смерти из-за совпадения пары фактов в биографии. В то время без социальных сетей, кино и прессы искусство было главным источником сплетен.
Миф не прошел проверку исследованиями историков. Противоречия обнаруживаются еще на этапе внимательного чтения Вазари, но история о любимой Рафаэля до сих пор нравится экскурсоводам. Это же романтично.
Что было дальше? Позднее в XVII веке из-за контрреформ католического церковно-политического движения картину из романтичной истории превратили в образ опасной и незаконной сексуальности. Форнарина стала падшей женщиной за обнаженность, изображение в натуральную величину и взгляд глаза в глаза.
В XIX веке с расцветом культуры романтизма …