Назад ко всем статьям

Как увеличить стоимость своей коллекции?

06.09.2023
Как увеличить стоимость своей коллекции?

Коллекция искусства — это капитал. По аналогии с другими активами, мы можем увеличивать её стоимость и заниматься её развитием.

Тут существуют два варианта:

1. За счёт роста престижа художников внутри коллекции: вместе с признанием растёт и стоимость.

2. За счёт имиджа коллекции и личного бренда коллекционера: когда владельца коллекции признают арт-профессионалом, уважение к его имени уже само по себе является способом увеличить стоимость художника или произведения искусства.

Вы, наверное, помните сцену из фильма «1+1», в которой коллекционер искусства продал картину своего друга-сиделки за несколько тысяч долларов. Помню, что мои друзья очень возмущались по этому поводу, однако несколько тысяч долларов стоила даже не работа, а поручительство этого коллекционера за художника.

Итак, давайте разберёмся в следующих вопросах: что в мире искусства дорожает, что дешевеет, как увеличить стоимость коллекции и как адекватно оценивать свои активы?

Начнем с искусства и художников. Цена на произведение искусства формируется по принципу коллаборативной экономики или экономики символического обмена. Важно понимать, что цена на произведение искусства не зависит от потраченных на создание трудочасов, от размера, а также от сложности ручного труда. В целом, сложность исполнения и «мастерство» не определяют цену на произведение искусства. На ремесленнический заказ — да, но искусство не про ремесло, а, в первую очередь, про максимально точное отражение современности. Стоимость работы также не зависит сегодня от техники, которую выбирает художник. Цифровая картинка может быть дороже живописи, тиражная фотография дороже филигранной ручной графики и так далее. Так от чего же зависит цена на произведение искусства?

Во-первых, все как на рынке, стоимость произведения искусства зависит от того, за сколько его готовы купить и какое количество человек. Чем больше людей и дороже хотят купить произведение искусства, тем дороже оно стоит. Помните банан Маурицио Каттелана (Произведение называется «Комик»), который купили за 120 тысяч долларов и не один раз? Почему это столько стоило? Потому что несколько человек готовы были его купить за такую цену, хотя их никто, конечно же, не заставлял.

Во-вторых, поскольку мы работаем с символическими ценностями, а не с физическими, цена в искусстве напрямую зависит от признания художника. Чем больше признания художник получил в экспертном сообществе, тем дороже стоит его произведение искусства. Вернемся к Каттелану. Это далеко не начало пути этого художника. Его работы находятся во всех топовых собраниях, персональные выставки прошли во всех больших, «брендовых» музеях, включая выставку «Все» в музее Guggenheim в 2012 году (см. на обложке). После этой выставки художник перестал создавать произведения и ушел на пике своей карьеры из искусства. Однако, в 2016 году его работа была продана на Christie’s за 17 млн долларов. Теперь 120 тысяч евро за банан кажутся очень маленькой ценой, не так ли? И для такого художника, как Каттелан — это далеко не предел.

В-третьих, продается не произведение искусства, а имя художника. Символическая ценность означает, что мы покупаем не материальный объект (например, машину), а символ своей причастности к мировой современной культуре, к ценностям, которые эта культура транслирует, к идеям, о которых рассказывает художник. В этом смысле не имеет большого значения …

Интересно?
Чтение полной статьи доступно для зарегистрированных пользователей Артократии. Авторизуйтесь на платформе и получите неограниченный доступ к интересным материалам об искусстве.
Комментарии

Поделиться новостью
eye