«Я живу в Антропшино и ничего не знаю»: интервью с Иваном Чемакиным

16.02.2024

Иван Чемакин — петербургский художник, который изображает в своих арт-объектах и инсталляциях быт и повседневность. Артократия поговорила с Иваном о его искусстве, российской арт-сцене и о качествах, которыми должен обладать современный художник.

«Я живу в Антропшино и ничего не знаю»: интервью с Иваном Чемакиным
 

Кто такой Иван Чемакин? 

Кто же я такой, действительно?! Я много чем занимаюсь: архитектура, живопись…  Изначально я учился графическому дизайну и какое-то время работал по специальности. Потом я учился режиссуре и стал работать в кино грузчиком. Меня очень интересовала жизнь на съёмочной площадке. Всё это время я параллельно рисовал картины. Купил себе участок в деревне Антропшино, устав от переездов из мастерской в мастерскую. Решил, что мне не нужна мастерская в городе, а нужен скорее большой плацдарм для деятельности. Кусты, деревья, трава и всё, что в ней живёт. И самому жить в этом. Наверное я тигр. 

Фото: пресс служба ММОМА

 

То есть вы сами построили дом в деревне? 

Да, и дом, и мастерскую, но я до сих пор в процессе. 

А как сказывается жизнь за городом на творческом процессе? В Петербурге вы в гуще событий, а в деревне, получается, предоставлены сами себе. 

Я родился в частном доме, поэтому мне в принципе тяжело в квартире жить. Хотя за городом, конечно, больше отвлекающих вещей — здесь всё нужно превращать в искусство. Когда я завершу один из этапов строительства, я хотел бы здесь устроить место встреч и хэппенингов. Мы уже это практикуем узким кругом друзей, но на мой взгляд здесь не хватает социальности, открытости, что ли, чтобы вовлекать или наоборот проникаться соседскими устремлениями, предлагать свои, короче, радостно от этого, не взирая на контрастность и результат. Сам факт альтернативной идеи меня радует. Все разные. И все объединены природой. Почти все мы ездим из этой деревни в Петербург на работу, но и возвращаемся. Этот путь есть некоторого рода стихотворение или рассказ.

Фото: пресс служба ММОМА

 

Вас можно назвать бытописателем, судя по объектам, которые вы создаёте. Почему вас вдохновляют предметы обихода: микроволновка, чайник и так далее? 

Я вывожу эти предметы из обыденной жизни, их привычного места существования. Было время, когда все стремились закупаться бытовой техникой, а сейчас она как будто никому уже и не нужна. Так что это попытка превратить обычные вещи в раритет, устойчивый образ для поклонения. 

А в подобном выборе предметов есть что-то протестное элитарности искусства? 

В этом есть определённый юмор насчёт производства, дизайна и человеческого потребления.  


спасибо!
eye