
С июля по сентябрь 1991 года 23-летний студент политических наук Университета Санкт-Галлена в Швейцарии Ханс Ульрих Обрист организовал ряд выставок у себя на кухне, так и назвав их Kitchen Exhibition. Эта самоорганизованная инициатива представила работы всемирно известных авторов, в том числе Ричарда Уэнтворта, Фишли и Вайса и Кристиана Болтански. Отправной точкой послужила идея представить искусство в неожиданном месте и поставить его автономию и функцию под вопрос в пространстве, для него не предназначенном. Это был первый проект знаменитого куратора, и, наблюдая за его профессиональной деятельностью сегодня, особенно странно осознавать, что он, как и многие, начинал именно с низовых инициатив.
Фишли и Вайс
С тех пор прошло больше тридцати лет, но самоорганизации кураторов и художников по-прежнему остаются одной из самых популярных форм профессиональной деятельности вне институций и в пику им. Хотя и сами самоорганизации со временем трансформируются в объект их критики с годовыми планами, постоянным поиском финансирования и разрастающимися командами. К слову, последняя Documenta стала своего рода платформой для легитимизации и демаргинализации bottom-up проектов и горизонтальных инициатив, организованных как профессионалами, так и просто неравнодушными людьми, по всему миру, в особенности в странах, которые всегда оказывались на периферии международной художественной повестки и где грантовая система поддержки культурных инициатив практически отсутствует.
Documenta 15
Разумеется, локальный контекст, политическая и социально-экономическая ситуация значительно влияет на специфику и структуру независимых проектов, а также мотивацию ее инициаторов. То, зачем и как объединяются художники в Нью-Йорке, будет разительно отличаться от подобного проекта в Воронеже или в Джакарте. Также от места к месту вопрос независимости может подвергаться серьезным сомнениям — реально ли возможна независимость площадки или проекта в условиях капиталистической экономики или авторитарных режимов?
Возвращаясь к Швейцарии, контекст различных кантонов, их локальная культура, язык, экономика и социальная повестка оказывают значительное влияние на характер и специфику независимой художественной среды и отдельных пространств. Казалось бы, небольшая страна представляет удивительное разнообразие подходов и практик в лице artist run spaces, организаторы которых по-прежнему видят необходимость в инициировании альтернативных площадок и проектов. Буржуазная и интернациональная Женева, студенческая Лозанна, артистичный Базель и богатый Цюрих — это лишь несколько примеров довольно разных контекстов, в ответ на которые художники ищут отличные друг от друга подходы при организации своих пространств.
Женева
Женева — второй по населенности город Швейцарии, при этом половина жителей — это иностранцы, работающие в международных компаниях. Именно здесь находятся штаб-квартиры Европейского отделения ООН, ВОЗ, ВТО, Красного Креста, ЦЕРН и многих других, не говоря о коммерческих предприятиях. Кроме того считается, что Женева, в сравнении с другими швейцарскими городами, в процентном соотношении тратит на культуру больше других. Циркуляция колоссального количества иностранцев, приезжающих работать по контракту на несколько лет, чтобы заработать, а потом уехать, сказывается на экономике Женевы, которая фокусируется на сфере услуг. Город, предназначенный быть лишь одной из, хоть и очень красивых, точек на жизненном и карьерном пути, предлагает множество возможностей для отдыха и в целом обладает налетом праздности и расслабленности. В Женеве сложно избавиться от ощущения временности пребывания всех и вся. Возможно, именно из-за конечности момента и нахождения вдалеке от дома люди не отказывают себе в мимолетных удовольствиях и приятном времяпрепровождении после работы.
Женева обладает сильной институциональной инфраструктурой. Здесь есть Музей (MAMCO) и Центр современного искусства, Музей искусств и истории, где реализуются выставки актуальных кураторов и художников часто с использованием постоянной коллекции, а также ряд галерей и некоммерческих организаций. Кроме того в Женеве уже 10 лет ежегодно проводится ярмарка Artgeneve. Но именно тут также проходит биеннале независимых пространств B I G, основанная в 2015 году в ответ на отмену городом регулярной выставки Contemporary Art Manifestation, где широкому зрителю представлялось современное искусство города. В целом Женева всегда располагала к возникновению альтернативных мейнстриму площадок, среди которых также были сквоты, как, например, L’Usine, Artamis, le Rhino или le Goulet.
Сегодня в Женеве около 15 независимых пространств. Одно из них, Soul2Soul/RU — культурная площадка, специализирующееся на экспериментальных проектах, как правило совместных между художником и музыкантом. По сути это небольшое пространство, куда попадаешь, пройдя насквозь довольно маргинальный бар. Soul2Soul/RU изначально позиционирует себя как временный проект, существование которого зависит от здания и его владельцев. Еще в 2017 году был озвучен план по сносу бывшей фабрики по производству циферблатов Stern Frères, но, видимо, все затянулось и в здании пока обитают различные самоорганизации и студии и сама локация скорее напоминает андеграундный Берлин, нежели буржуазную Женеву.
One Gee In Fog — выставочное пространство, основанное в 2014 году художниками Силом Могами де Хаасом и Лукасом Кантори, с 2023 года управляется новым коллективом кураторов и художников, Азадбеком Бекчановым, Элизой Глиз, Катей Леонелли и Данниэлом Тостесом. Проект фокусируется на изучении взаимосвязей искусства и литературы и занимается продвижением молодых профессионалов. Кроме не очень большой выставочной площадки в жилом доме, One Gee In Fog включает в себя резиденцию, онлайн-платформу под названием two gees in eggs, библиотеку и издательскую платформу под названием three gees in luggage. Поскольку кураторский коллектив представляют собой разнообразие идентичностей, выставки One Gee In Fog часто посвящены темам деколониализма, перформативности, телесности и самоидентификации, ресентимента и бессознательного.
Fo…