Интервью на Артократии: Игорь Поносов

22.02.2022

Игорь Поносов - художник, коллекционер, архивист и теоретик уличного искусства

Интервью на Артократии: Игорь Поносов

Как в вас зародилась любовь к искусству? Расскажите о своем становлении в роли художника

Любовь к искусству ко мне пришла через граффити. Не сказал бы, что это был очень прямой путь - тогда, в начале нулевых, уличные практики были вне фокуса интересов российских арт-институций, да и я сам долго не мог себя признать художником, даже в 2010-е. Скорее было так - граффити как некая общность меня познакомила с теми, кто начал свое активное становление в современном искусстве середины нулевых - это два моих друга Сергей Сапожников и Роман Эсс, можно сказать они стали для меня проводниками. Я был впечатлен их работами и взглядами на искусство.

С чего началась коллекция, ваша первая работа

Работы Сергея Сапожникова и Романа Эсс, пожалуй, и стали первыми экспонатами моей коллекции.

Сергей Сапожников. Без названия. 2006-2007, ручная печать, 37 x 30 см

Как выбираются художники для коллекции? Это, в основном, друзья?

Я бы сказал так - моя коллекция - это определенная система координат, результат моей коммуникации и дружбы с другими художниками. Работы, артефакты и даже какие-то записки - это либо акт дружеского обмена, общения, либо результаты моей совместной работы с тем или иным автором.

Любимые медиумы 

Сложно выбрать какой-то из любимых медиумов, но точно скажу, что я не любитель холстов. Живопись на холсте сегодня выглядит архаично, особенно в репрезентации  «уличного»‎ стиля. В этом плане графика мне видится более удачным  «приобретением»‎ - в ней больше личного, возможно даже, интимного.

Какие города, страны происхождения работ встречаются (география работ)

Кроме российских авторов у меня в коллекции работы художников из Франции, Германии и США - там у меня много друзей, с которыми мы иногда работаем вместе, поддерживаем общение.

Есть ли у вашей коллекции какая-то общая составляющая / какой-то mood?

В основном, у меня собраны работы художников, работающих на улице - среди них есть и пионеры стрит-арта, такие как Джон Фекнер и Харальд Наегели - они начинали свой путь еще в 1970-е. Можно сказать, что кроме дружеских отношений для меня важна и некая историческая ценность, не исключаю, что потом эти работы можно будет выстроить в некий единый исторический нарратив и представить в формате экспозиции. Для меня как художника-исследователя это важно.

Джон Фекнер. Decay. 2005, фотография, графитовый карандаш, акриловый спрей, 21 x 30 см

Харальд Наегели. Без названия. 2015, картон, акриловая краска, восковой мелок, спиртовые маркеры, 25 x 18 см

Вопрос, который, думаю, волнует многих, кто не в теме. Как коллекционировать стрит-арт?

Коллекционировать стрит-арт, конечно, невозможно, так как эта практика существует только в пространстве города и как правило контекстуальна. Можно говорить о сохранении неких артефактов, которые раскрывают метод или жизненное кредо того или иного художника. Такими артефактами, например, могут быть забитые всякими мелочами и разрисованные спичечные коробки Кирилла Кто, который в середине 2010-х использовал их как некую единицу измерения в товарообмене между ним и друзьями или даже случайными прохожими. Это было своеобразным способом коммуникации художника, раскрывало его уличные скитания и взаимодействия.

Кирилл Лебедев (Кто). Я больше не буду. 2017, картон, спиртовые маркеры, акриловый спрей, 46 x 32 см

Другими артефактами могут быть фотографии уличных работ, малотиражные издания и видео, в которых фиксируется непосредственно акт уличной практики.

0331c. Без названия. 2015, ручная печать, маркер, 26 x 18 см

Графика, как правило, находится в другой плоскости нежели уличная практика, она более личная, но тем и интересна, что раскрывает другую сущность уличного художника.

Гриша. Без названия. 2019, бумага, гелевая ручка, 21 x 30 см

А вот холст в большинстве случаев выглядит неискренне, фальшиво, здесь есть место имитации «уличного стиля»‎. Холст хочет казаться частью стены, но таковой не является.

Летом я жила в резиденции Музея Стрит-арта, с удовольствием бывала там в библиотеке, собранной вами. Расскажите про свою коллекцию книг

Собирать книги по интересующим художникам и связанных с ними явлениям - это важная часть моей коллекции. У меня большая библиотека, сфокусированная на уличных практиках, что помогает мне подходить к делу аналитически. Любовь к издательскому делу и анализу уличного искусства у меня пробудилась в 2005-м, когда я выпустил свой первый самиздат. С того времени я и начал собирать книги, некоторые из них - настоящие артефакты, с подписями и рисунками авторов. Со многими из зарубежных авторов у меня налажен обмен - книги для нас это также способ коммуникации и поддержания дружеских отношений. По теме уличного искусства у нас не так много публичных библиотек, собственно, и в самих книжных найти интересные издания достаточно сложно, поэтому я периодически помогаю и работаю над собиранием библиотек для других институций. Так, например, я подбирал книги и архивные материалы для Музея стрит-арта в Петербурге, фонда Ruarts и музея современного искусства  «Гараж»‎ в Москве. Как архивист, коллекционер и теоретик уличного искусства я очень рад этим случившимся сотрудничествам - я бы сказал, что это первый шаг к осмыслению современных художественных практик и попытка архивации того, что произошло за последние десятилетия в уличном искусстве.

Харальд Наегели. Der Sprayer von Zurich. 1984, спиртовые маркеры, графитовый карандаш, шариковая ручка, 20 x 12 х 1 см


eye