Откровенный разговор о российском арт-рынке: интервью Анастасии Постригай

19.03.2024

Искусствовед, основательница Академии популярного искусства OP-POP-ART и галеристка Анастасия Постригай рассказала Артократии о старых предубеждениях о современном искусстве, роли образования и своем бизнес-подходе в условиях российского арт-рынка. 

Откровенный разговор о российском арт-рынке: интервью Анастасии Постригай

Есть закрытый мир искусства, который периодически к себе подпускает, но всегда держит дистанцию. Как пришла идея о том, что нужно рассказывать, делать это просто, понятно и открыто? 

Смотря о каком мире мы говорим. Я сейчас выступаю в двух ролях: искусствоведа и галериста. Соответственно, это два разных мира: арт-бизнес и сообщество, которое обслуживает культурные институции, занимается арт-критикой. 

Для меня это примерно всё одно и то же. 

В галерейном мире практически нет искусствоведов. Если так посмотреть…

Селина, Попов. Мне это напоминает давний спор между Селиной и Овчаренко, в котором второй настаивал на том, что главное — деньги, а первая придавала большее значение именно искусствоведению. Начнём как раз с истории искусства. Как вы пришли к тому, чтобы рассказывать об искусстве доступным языком? 

Я закончила факультет истории искусства РГГУ. Ещё во время учёбы я отличалась от моих сокурсниц, потому что мне никогда не нравился «трёхэтажный искусствоведческий». Я могла на нём писать, но мне всё равно хотелось быть в современном контексте, писать и говорить на доступном языке. Все мои опусы всегда правили и просили придерживаться определённой искусствоведческой стилистики. Я тогда думала, что это мой минус, но после окончания карьеры в антикварном бизнесе, когда я пришла в образовательную сферу, я поняла, что это очень большое преимущество. Благодаря этому навыку ты можешь доносить до большого количества людей сложные вещи, не уходя в упрощение и примитив. Это стало основой моей методологии. Мне очень важно следовать своей миссии и развивать свои таланты. Я открыла Академию, получила лицензию Министерства образования. Программа у нас такая же, как и во многих государственных вузах, только обучаем мы с любовью и заботой. Ко мне приходят женщины разных возрастов и разных профессий и у каждой своя цель. Обучение длится 1 год и 3 месяца. Мы выпустили более 300 искусствоведов и сейчас одновременно на параллельных потоках учатся 1100 человек. 

Это образование сопоставимо с искусствоведческим или скорее с менеджерским? 

Если сравнить мою Академию с программами профессиональной переподготовки в области истории искусства, например, ВШЭ, РГГУ или СпбГУ, то мы даем соответствующий программе обьем дисциплин и учебных часов. Наша особенность – это подача материала.

Мы начали с того, что не у всех галеристов есть искусствоведческое образование. Как вы считаете, нужно ли им его получать? 

Я считаю, что обязательно нужно. Сейчас есть тренд на насмотренность, которая в какой-то момент стала ругательным словом. Я называю это «визуальной базой» и проведением анализа. Современное искусство не существует в отрыве от искусства прошлых столетий, поэтому очень важно знать основы. Я понимаю, что у галеристов обычно нет времени на получение академического образования — всё-таки это очень непростой бизнес. Но если есть возможность, то важно выстроить визуальную базу, чтобы видеть больше, чем твои конкуренты. 

Я абсолютно согласна. Всегда всем говорю, чтобы учили историю искусства. 

Конечно, это необходимость. Я вот сейчас посетила Art Dubai и поняла, что я смотрю на искусство, представленное там, иначе. На открытии ярмарки Сергей Попов вёл нам экскурсию и он замечательно преподнёс материал, потому что у него есть искусствоведческое образование. 

Он …


eye