Интервью с художницей Яной Германн

13.04.2025

Яна Германн, основательница нового направления в искусстве «Метаренессанс»: «Необходимо переосмыслить идеи гуманизма в цифровую эпоху, если мы хотим построить гармоничное будущее с технологиями и избежать дистопического сценария».

Интервью с художницей Яной Германн

Художница, философ и визионер, Яна Германн создаёт новый путь в современном искусстве — «Метаренессанс». Живя между Парижем и виртуальными мирами, она формирует эстетико-психологическую систему, в которой аватары становятся зеркалами внутренней архитектуры человека XXI века. Цель её проекта — не просто интеграция технологий, а переосмысление самого понятия гуманизма в эпоху искусственного интеллекта, симулякров и культурной фрагментации.

Artocratia поговорила с Яной Германн о её авторской системе архетипов, цифровом натурализме и о том, как аватары становятся не просто формой искусства — а языком культурной трансформации.

Какова концепция вашего проекта «Метаренессанс»?

Метаренессанс — это не о возвращении в прошлое, переосмыслении наших ценностей для будущего.  «Мета» означает «после», и я верю, что мы находимся на переломном моменте перехода — я называю это цивилизационным сдвигом. В то время как некоторые боятся дистопического будущего, управляемого технологиями и контролем, я хочу вдохновить на путь гуманистического обновления: через самопознание, художественное воображение и новую форму союза между человеком и технологиями.

Моя художественная практика основана на глубоком психофилософском самоисследовании. Я разработала авторскую систему из пяти аватаров, каждый из которых — это не просто персонаж, а визуализированный архетип современной психики. Эти образы выросли из юнгианской аналитики, но трансформированы в собственную модель: они соединяют в себе психологические комплексы, культурные сценарии и художественные медиа как язык выражения.

Каждый аватар отражает ключевую психоэмоциональную структуру современного человека. Например, МИЗУКИ, The Addict — это архетип зависимости и фрагментированной идентичности в эпоху постколониального сознания и эмоционального потребления. ФРАНЧЕСКА, The Pink Siren — воплощение романтизированной зависимости, где человек утопает в собственном мифе о любви. АВРОРА, The Child — не наивность, а радикальная возможность, метафора квантового сознания, живущего в новой научной мифологии.

Через живопись, скульптуру и иммерсивные видеоигры я создаю интерактивные вселенные, в которых зритель может не просто смотреть, но входить внутрь архетипа, узнавая в нём самого себя. Эти проекты становятся не только эстетическим высказыванием, но и пространством для саморефлексии и личной трансформации.

Метаренессанс — это художественный язык новой эпохи. Он сочетает телесность и цифру, психологию и технологию, внутреннюю драму и культурную критику. Это не возвращение к Возрождению, а попытка ответить на вопрос: каким может быть новое возрождение в XXI веке — после всего, что мы уже пережили?

Yana Germann, “Turquoise ecstasy”, oil on canvas; © Yana Germann.

 

Ух ты, это так интересно! Можете рассказать больше о том, кто есть кто, и что вдохновило вас на создание всех этих персонажей?

Аватары — это психоархетипы — субличности, которые я выявила внутри себя в ходе длительного философского и художественного самоисследования. Я разработала собственную систему из пяти аватаров, каждый из которых — это культурная метафора и психологическая структура одновременно. Вместе они формируют карту внутреннего мира современного человека, застрявшего между экзистенцией и симуляцией.

Например, аватар АВРОРА, архетип The Child, символизирует внутреннего ребенка. Через этот аватар я стремлюсь исследовать будущее и цивилизационный сдвиг, вызванный новыми технологиями, геоинженерией и искусственным интеллектом. Она живёт в мире множественных реальностей, где всё — в состоянии суперпозиции. Её эстетика соединяет научную мифологию, постчеловеческие фантазии и дух Босха, попавшего в будущее. 

ФРАНЧЕСКА, архетип The Pink Siren — новая психоэстетическая форма зависимости и самообмана, свойственная именно цифровой и постиндустриальной эпохе, где глянцевая эстетика подменяет подлинную близость, а романтические мифы становятся массовыми симулякрами.

МИЗУКИ, The Addict — это психокультурный …


eye