«Искусство — род деятельности, который определяет смысл существования»: интервью с Маргаритой Пушкиной

27.12.2023
«Искусство — род деятельности, который определяет смысл существования»: интервью с Маргаритой Пушкиной

Подводя итоги 2023 года в арт-мире, невозможно не упомянуть очередной успешный выпуск ярмарки Cosmoscow, которая продолжает задавать тон российскому рынку искусства. Мы поговорили с директором-основателем ярмарки Маргаритой Пушкиной о зарождении проекта, появлении новых коллекционеров в России и о том, как стать участником Cosmoscow.

Что для вас искусство? И какая, на ваш взгляд, у него миссия?

Для меня искусство стало частью жизнью. Изначально оно было увлечением, которое затем переросло в профессиональную деятельность. Однажды, общаясь с одним нейропсихологом услышала интересную мысль – люди могут какое-то время жить без пищи, но искусство — род деятельности, который определяет смысл существования. В современном мире серьезная миссия, связанная с осмыслением окружающей действительности, искусство и культура связаны со смыслом жизни людей.

Давайте поговорим о том, как родилась идея создания ярмарки Cosmoscow?

Когда ты занимаешься тем, что тебе интересно, это всегда приводит к неожиданным результатам. Так получилось и в моём случае.

К этому времени я уже покупала работы в личную коллекцию, в начале 2000, мы с мужем издавали журнал об архитектуре, я получила образование по направлению «история искусства», и когда генеральный директор банка предложил мне заняться созданием корпоративной коллекции, я была готова и, конечно, согласилась.

Безусловно, важно учитывать особенности, у корпоративного собрания больше ответственности, чем у частного, возможность публичного экспонирования, так я поняла что у корпоративной коллекции должна быть концепция и идея, и не в последнюю очередь был важен вопрос ликвидности и инвестиционного потенциала. Направление мне помогала сформулировать Лена Селина — мы решили создать мультимедийную коллекцию международного характера, которая включала бы в себя разные виды и жанры искусства. Это был очень увлекательный для меня период. К тому же, я активно посещала мировые ярмарки, фестивали и биеннале. Однажды я приехала на ярмарку Frieze в Лондон и оказалась на выставке израильского видеохудожника Омера Фаста в South London Gallery. Когда после сеанса в зале включили свет, Катя Дёготь обернулась, увидела меня и сказала: «Я понимаю, почему я здесь — у меня профессия такая, но ты-то тут что делаешь?». Это, конечно, была шутка, но её поразило моё присутствие там. А я тогда как раз очень много размышляла о том, чем я хочу заниматься, путешествовала, покупала искусство в собственную коллекцию и тщательно анализировала всё, что происходило в арт-мире. И в итоге пришла к тому, что в Москве нет ярмарки международного типа. Значит, нужно её создать.

Была только «Арт-Москва», которую я очень хорошо помню. Это первая ярмарка, в которой мы участвовали. Она тогда проходила в ЦДХ и там сложно было экспонироваться. Cosmoscow после этого поразила своей выверенной логистикой. Оказывается, может быть по-другому.

За «Арт-Москвой» я могла наблюдать только со стороны, но тем не менее, мне казалось, что многого не хватает. Самое последнее, о чём я думала — это составить ей конкуренцию. Я была уверена в том, что нам нужна ярмарка международного уровня. Я много разговаривала с галеристами и самые опытные из них, посмотревшие множество зарубежных ярмарок, соглашались со мной. Мы слишком сильно отличались, в том числе и визуально, от иностранных коллег. Я совершенно не знала, как делать ярмарки, но пути назад у меня не было — я уже погрузилась в процесс.

Опыт, который я получила во время подготовки Cosmoscow в 2010 году оказался для меня экзистенциальным: было очень много стресса и напряжения. Получив этот опыт, я начала думать, для чего я это делаю и какие цели преследую? После пилотного выпуска было непросто принять решение о продолжении. Однако, как только я его приняла, не осталось никаких сомнений в том, что нужно развивать арт-рынок, взращивая новых коллекционеров, совершенствуя вкус зрителя и предлагая покупателям более актуальное и экспериментальное искусство. Так, в 2014 году случилась вторая по счёту Cosmoscow, которую я бы назвала перезапуском.

Потом, я так понимаю, ярмарка уже проходила без перерывов, несмотря ни на что. В следующем году Cosmoscow также состоится?

Конечно, мы уже работаем над следующим выпуском. Производственный цикл составляет 1 год. За столько лет работы над ярмаркой у нас уже выстроилась чёткая структура. Каждый раз очень обидно, когда происходит что-то независящее от нас, и нам приходится тратить дополнительные ресурсы на то, чтобы преодолеть препятствие. Переезд большого проекта с одной площадки на другую — это совсем не просто. Изменения не ограничиваются новым архитектурным планом, нужно перестраивать всю экономику и технологию проекта. Наша команда достигла определённого уровня профессионализма. За всё это время мы пережили множество испытаний и научились относиться к ним конструктивно. Каждый раз при новом вызове мы садимся и начинаем думать, что нам делать. Я помню, что в 2014 году мне все задавали скептические вопросы: «Зачем нам ярмарка? У нас ничего нет: ни коллекционеров, ни галерей». Я много занималась коммуникацией и постоянно отвечала на подобные сложные вопросы. В тот момент я осознала, как здорово иметь образование и опыт, на которые можно опереться и обрести уверенность. Интерес был сильнее страха неудачи.

То…


eye