«Мне кажется я хожу по кругу» или как расти в мире искусства?

15.05.2024
«Мне кажется я хожу по кругу» или как расти в мире искусства?

В какой-то момент у каждого человека, который делает проекты в искусстве, возникает ощущение, что он ходит по кругу.

  • Создает какие-то проекты, а на них приходят одни и те же люди.
  • Отправляет заявки, а на них не отвечают.
  • Пишет одну работу за другой, а потом они отправляются на склад или пылятся в мастерской.
  • Общается с площадками, чтобы сделать выставки, а они куда-то пропадают.

Всё это говорит только об одном: в нашем подходе к тому, что мы делаем необходимо что-то менять. Если мы не растем и не чувствуем этого развития, мы вредим своей карьере и медленно катимся назад. Как же этого избежать?

Конечно, процесс поиска в искусстве может быть бесконечным и может длиться годами и даже если мы осознаем потребность изменений не факт, что мы их совершим прямо в моменте. Осознать, что нужно что-то делать по-новому, это половина вопроса, необходимо понять, какие же именно действия стоит предпринять для нужного результата.

 

А какие же у нас цели и зачем мы это делаем?

Моя любимая фраза: «Можно всё, главное, понимать зачем». От понимания желаемого результата зависят наши действия и результат как таковой. К сожалению, часто мы склонны подменять наши истинные цели, теми, которые принято произносить.

Приведу пример. Человек в какой-то промежуток времени решил стать художником и начал что-то писать. Скорей всего у этого человека уже закрыты базовые потребности и он, как рассказывает нам известная пирамида Маслоу, занялся творчеством и самовыражением. Не профессией художника, а удовлетворением своих потребностей и признанием себя как личности. Однако просто признаться себе в этом как-то тяжело и хочется продаж, профессионального признания и так далее.

Вот тут начинается противоречие, которое может быть губительным или которое может привести к изменению подхода. Что я имею ввиду? Картина, сделанная для самовыражения, плохо продается и также плохо принимается профессиональным сообществом, так как ее цель не развитие искусства и трансляция культурных процессов, которые изучил автор, а трансляция самого себя. И если нам не интересны искусство и зритель, а интересны только мы, то и мы не интересны искусству, а интересны только самому себе и своим друзьям, и родителям…

  • И вот здесь важно определить свои истинные цели и желания, и честно рассказать самому себе: а что мы хотим?
  • И если мы не готовы идти в искусство как в профессию, то может и оставить это как хобби?
  • Радовать друзей и иногда арендовать площадку, чтобы был повод собраться?

А вот если мы понимаем, что это наша профессия, то тут имеет смысл начать мыслить по-другому: не из своего ощущения прекрасного, а из тех процессов, которые происходят в искусстве, в жизни и чем мы можем этим процессам быть полезны. Любая профессия - это служение, и вот здесь нужно понять: готовы ли мы служить искусству и его зрителю? Как бы высокопарно это не звучало.

 

Хочется здесь привести пример художника Гленна Брауна, который достаточно много рассуждает о том, как связано эмоциональное и рациональное в искусстве. Когда он искал свой стиль, он брал у художников прошлого и искал варианты, как прокомментировать эти работы в настоящем. Художник открыто говорит о том, что авангард создал ложное ощущение, что «художник может вернуться к детскому уровню коммуникации, где внутреннее я может быть выплеснуто напрямую на холст и сырая эмоция, которая вне общества и вне коммуникации появится каким-то образом».

Такие художники как Пикассо, де Кунинг и экспрессионисты сделали, по мнению Гленна Брауна, достаточно много для этого. Однако для них это была своего рода обманка, чтобы понять более точно, а что же такое человек? Некое притворство, когда все смотрели и понимали, что про детское сознание и восприятие здесь не может быть и речи. И эта обманка, которая сегодня вводит нас в заблуждение. «Мои работы - это не только комбинация меня, это комбинация всех художников, которых я видел и у которых я сознательно заимствовал что-то. Мы не можем быть полностью оригинальны, потому что это означает выход из языка искусства в принципе».

 

Аудит проекта

Если мы понимаем, что хотим продвижения в искусстве, продаж, признания большего круга аудитории, то нам нужно проанализировать себя. И честно ответить на вопросы.

  • Почему не получается попасть в галерею?
  • Нет продаж?
  • Проекты никто не смотрит?
  • Идеи выставок никто не хочет показывать?
  • Коллекционеры не воспринимают всерьез?
  • Профессионалы из мира искусства игнорируют?
  • Интересные художники отказываются от сотрудничества?
  • Ответьте честно, какие симптомы проблемы у нас сейчас?
  • А какие достижения и удовлетворяют ли они нас? К
  • то наш зритель?

Вопросов много и их имеет смысл задать и честно ответить. И здесь нам может понадобиться помощь профессионала, потому что сами себя мы часто не понимаем или не видим. Да, это неприятно иногда, но трезвая оценка, пусть даже и не очень позитивная, ведет нас в нужном направлении. Рассуждения из разряда: «Я молодец, а вот они не понимают… Я умру и тогда попаду в вечность», - приводят ровно к таким же результатам. Мне любят говорить про Ван Гога. Сколько раз я слышала в момент объяснений основ сферы искусства фразу: «А вот Ван Гог…» И всегда хочется ответить: если ваша цель, жить в бедности, сойти с ума и закончить жизнь самоубийством, то он точно ролевая модель для подражания. Если такой цели нет, то лучше делать что-то по-другому…

 

Когда мы опишем, что с нами происходит, давайте зададимся вопросом: а почему так? И здесь важно провести аудит знаний и компетенций, которые у нас есть. Хирурга не возьмут на работу, если он не знает анатомию тела, даже если он отлично разбирается в видах скальпелей. Бухгалтера не возьмут на работу, если он не знает математику, даже если он понимает как вести бухучёт. Шеф-повара не возьмут в ресторан, если он не умеет готовить.

  • Тогда почему же мы можем думать, что занимаемся искусством, если ничего не знаем про историю искусств?
  • Или наши знания отрывочны, из разных лекций на Ютубе?
  • Понимаем ли мы систему развития искусства?
  • Что мы готовы дать этой системе? Какие визуальные приемы работают на концепцию, а какие противоречат ей.

Здесь хочется вспомнить как раз-таки Джексона Поллока. Он формируется в кругу сюрреалистов, которые приехали из Европы в Америку. И его работы в начале - это работы именно в развитии этой концепции, точно так же, как и работы Марка Ротко. Чем-то они похожи на Андреаса Гурски. В этот момент Джексон Поллок не очень недоволен тем, что он делает. Ему кажется, что он ничего не создает, а лишь подражает тому, что есть вокруг. И он ищет. Его первая работа в рамках техники дриппинг появилась за ночь до открытия в галерее Пегги Гуггенхайм, а до этого все боялись, что проект просто придется отменить. «Я считаю, что современное искусство не более чем выражение современных целей того времени, в котором мы живем. Новое время нуждается в новых техниках и приемах», - скажет Поллок в своем интервью. Именно такой прием и искал Поллок, когда уходил от сюрреализма, который к тому моменту уже изжил себя.

 

Первые шаги на пути выхода из круга

Когда мы ставим себе большие цели, они питают нас энтузиазмом и энергией, дают возможность развиваться и продолжать идти, когда что-то не получается и очень тяжело. Меня часто спрашивают: «Откуда столько энергии в такой хрупкости?». Я беру ее из своих больших замыслов и целей. Однако есть момент, в котором мы живем и есть ситуация сегодня. Мы в ней ограничены нашими ресурсами, активами, навыком, временем, способностью концентрировать внимание и делать правильный выбор. Чем лучше мы научимся управлять тем, что у нас есть сейчас и видеть правильные решения, тем быстрее мы будем двигаться дальше. И для этого есть очень много инструментов, которые учат нас создавать гипотезы, проверять их наименьшим количеством ресурсов, забирать позитивный результат, анализировать негативный и таким образом расти.

 

Моя программа «LEVEL UP» длится 2 дня, но я шла к ней 12 лет. Анализировала свой опыт, проверяла на практике, ошибалась, заблуждалась, как и все, кто приходит в мир искусства, и отобрала те инструменты, которые работают и приносят результаты: в продвижении, в финансах, в момент запуска проекта. Я объединила это все в свою групповую консультацию, мастер-класс, где есть и теория, и практика разбора ваших кейсов. Она длится 12 часов и дает все инструменты для роста, а также аудит того, что у вас есть сейчас, показывает сильные и слабые стороны проектов. Она состоит из 4-х частей: концепция проекта, визуальная часть проекта, продвижение проекта и управление. Они все важны в равной степени и все ведут нас к желаем результату. Присоединиться можно 18-19 мая, повтор проекта пока не планирую. Полная программа по ссылке https://artocratia.ru/educations/level-up Присоединяйтесь!


eye