Прибил Папу Римского и поставил Гитлера на колени: Маурицио Каттелан, постмодернистский обличитель проблем современности

04.02.2023
Прибил Папу Римского и поставил Гитлера на колени: Маурицио Каттелан, постмодернистский обличитель проблем современности

В декабре 2019 года посетители выставки Art Basel в Майями-Бич стали свидетелями странного зрелища: одетый в темно-синюю рубашку человек сорвал со стены галереи приклеенный скотчем банан и съел его. Из комментариев, которыми сопровождалось поедание тропического фрукта, становилось ясно, что это вовсе не проявление вопиющей наивности случайного простеца, а спланированный художественный перфоманс. «Едок банана» тоже был художником по имени Дэвид Датуна, и он прекрасно понимал, что уничтожает арт-объект, уже проданный за 120 тысяч долларов.

Автором инсталляции, состоявшей исключительно из банана, скотча и стены, был Маурицио Каттелан, итальянец, неоднократно ставивший мир современного искусства на уши. Творческую карьеру он начал в конце 1980-х годов, перепробовав до того весьма широкий спектр профессиональных занятий. Он побывал даже донором спермы: сей факт его биографии отражен в инсталляции «Сперматозоидики», состоящей из десятков маленьких латексных (материал в данном случае, конечно же, имеет особенное значение) автопортретов художника. Несколько лет назад эту работу можно было увидеть в Москве на выставке коллекции фонда Louis Vuitton в ГМИИ им. Пушкина.

Настоящая слава пришла к Каттелану в середине 1990-х. В 1996 году он создал инсталляцию: сидящее на стуле чучело белки, голова которого лежит на кухонном столе. У задних лап белки валялся пистолет, а в центре стола стоял пустой стакан. Даже удивительно, что работа, настолько экспрессивно рассказывающая о крайней степени отчаяния, была выполнена итальянским художником, ведь в итальянском языке не существует никакой ассоциативной связи между стаканом, милым рыжим зверьком и вызываемой ими тотальной личностной деградацией. Особенный цинизм заключался в названии работы: Bidibidobidiboo, набор звуков, созвучный заклинанию феи-крестной из старого диснеевского мультика про Золушку – истории про социальное восхождение, а вовсе не наоборот.

В конце 2000 года Каттелан стал причиной крупного скандала. Национальная галерея Захента в Варшаве планировала выставку, целью которой было показать изменения польского искусства в течение XX века. Организаторы пригласили поучаствовать и Каттелана с его работой «Девятый час». Название отсылало принятому в христианской традиции времени смерти Христа, а сама инсталляция представляла собой гиперреалистическую скульптуру Римского Папы Иоанна Павла II, пригвожденного к полу крупным метеоритом. По словам самого художника, метеорит должен был символизировать тяжесть забот о целом свете, выпавших на долю понтифика. Однако здравствовавший на тот момент Иоанн Павел II был поляком и первым неитальянцем, избранным главой католической церкви за последние примерно полтысячи лет. Его соотечественники, которые относились к Иоанну Павлу II как к национальному герою, увидели в работе Каттелана что угодно, но только не произведение искусства, полное сложных и противоречивых аллюзий. Кто-то положил к скульптуре цветы, кто-то попытался прикрыть ее белой простыней, чтобы она не смущала взоры посетителей выставки. Как писали польские СМИ, один консервативный политик даже попытался снять с изображения понтифика камень, при этом случайно оторвав ему ногу. Надо полагать, попытки заступиться за Иоанна Павла II только добавляли происходящему макабра.


Юлия Конькова
Юлия Конькова
год назад
Спасибо. Интересно. Но хочется посчитать про метамодернизм.
Anastasiia Lobskaia
Anastasiia Lobskaia
год назад
Мне тоже очень хочется почитать про метамодернизм что-то вменяемое! Насколько я понимаю, разница между постмодернизм ом и метамодернизмом лежит не столько в художественно-выразительной, сколько в ценностной плоскости.
Да, замечательный шоумен ! Собственно все остальное довольно посредственно, очень вторично и местами откровенно скучно. ) Но перевести минусы в плюсы и на этом заработать надо иметь талант и вообще не тушеваться. Давно понятно, что современное искусство не про художников - ЗАЧЕМ ЖЕ ВСЕ УПОРНО РИСУЮТ ? ))) " Очевидно же .." ( цитата из фильма "Платформа" (2019)
Anastasiia Lobskaia
Anastasiia Lobskaia
год назад
Как говорил Георг Базелиц, кто угодно может научиться писать, как Рафаэль, а вот чтобы создавать по-настоящему плохие рисунки, нужен ум 😂
Особенно чтобы их продать, дорого : ))
Ольга
год назад
Call him as you like. Этого человека можно назвать как угодно, но на мой взгляд, он не художник. "Дело художника - рождать радость." К.Г.Паустовский
Anastasiia Lobskaia
Anastasiia Lobskaia
год назад
"Вопрос заключается вот в чем: кто и когда дал санкцию считать эту хер&$? %у объектом искусства, стоящим десять тысяч? – Художник? – предположил я. – Нет. Вряд ли. Тогда все художниками работали бы. Наверно… тот, кто купил? – Вот именно! – подняла Маруха палец" В. О. Пелевин 😂 Цитат можно много подобрать. Многим, и мне в том числе, Каттелан очень даже дарит радость. Я понимаю аргумент, что все это очень конъюнктурно и скоротечно, и про это скоро думать забудут, но мы пока этого не знаем.
Макс Козырев
Макс Козырев
год назад
Мне кажется, вопрос о том, является ли приклеенный банан постмодернистской инсталляцией или нет, даже не стоит. Является. Главный вопрос в другом. Является ли постмодерн искусством в принципе. Подобные инсталляции больше напоминают недавний хайп с NFT - на волне моды эти токены стали скупать за огромные деньги, а теперь об NFT особо ничего и не слышно (вспомните, например, Джастина Бибера, который купил токен за 1,3 млн, а тот стал стремительно терять в цене). Уверен, рано или поздно ценность инсталляций, о которых сказано в статье, будет так же снижаться. Люди перестанут покупать бананы приклеенные скотчем к стене за 120 тысяч. Думаю современное искусство от этого только выиграет.
Anastasiia Lobskaia
Anastasiia Lobskaia
год назад
На мой взгляд, постмодернизм является искусством, и уж точно он является ступенью в развитии культуры. Мы сейчас не знаем, в какую сторону культура пойдёт дальше. Нельзя исключать, что вообще не туда, и в конце концов постмодернизм окажется тупиковой ветвью эволюции. А может, и не окажется, и произведения, даже утратившим актуальность, все равно будут рассматриваться как определённая ступень. И ещё, кстати, постмодернистские произведения дают большие возможности для интерпретации, которые никуда не деваются от изменения актуальной повестки. Та же "Венера тряпичная" Пистолетто. В 1960е Челант (главный идеолог арте повера) трактовал её как метафору социального расслоения, а сейчас в ней видят скорее критику неразумного потребления и аллюзию на экологические проблемы. За 50 лет произведение не устарело, хотя прочитываться стало иначе.
Банальных сиюминутных толкований всегда в достатке в любое время. Античные толкователи всем известны. Чем проще предмет, тем больше в нем места для смысла. Сложите камни горкой и вот вам толкований на любую эпоху )) Люди , продающие современное искусство умны, а толкователи вообще "бритва интеллекта" ) Респект Вам за статью !
Анна Хильми
год назад
"Однако Датуна лишь заострил идею, которая изначально была заложена в «Комедианта» самим Каттеланом". Автор статьи готов сформулировать эту идею?)
"Жаль, что мы так и не услышали начальника транспортного цеха ....." :)))
eye