NO FUTURE? Интервью с художником Мишей Most

12.02.2023
NO FUTURE? Интервью с художником Мишей Most

Глядя на него очень хочется сказать: как рок-звезда, только художник.

Его работы были представлены в Америке, Италии, Швейцарии, Германии, Франции и других странах Европы, находятся в коллекции Государственной Третьяковской Галереи, он номинант премии Кандинского, создатель монументальной работы размером 10 000 м2, что является мировым рекордом, организатор фестивалей, куратор выставок и проектов, автор лекций и дискуссий, преподаватель.

Но… Кто же такой Миша Most, человек, рисующий будущее?

Что для тебя искусство?

Вот так сразу, с козырей, да? Ну смотри, для меня есть два понятия: общественное и то, как я к этому отношусь.

Меня интересует только как ты к этому относишься. Все вопросы, которые будут сегодня заданы – только про тебя, твои взгляды и твое мировоззрение.

Мне кажется, что искусство – один из важнейших культурных феноменов человечества.

Искусство помогает человеку переключиться немного от утилитарных вещей. Все остальное, кроме искусства, оно такое практичное! Если мы философию, конечно, не трогаем. Все остальное привязано к каким-то вещам, предметам, пользе какой-то. Польза от искусства простому человеку не очень понятна. Красиво, но он же не задумывается о том, как это на физиологию влияет, ему просто нравится.

Искусство не такая очевидная вещь, как, например, еда. Ты поел еду – сходил в туалет. Очень понятные процессы. А тут, когда тебе какая-то книга или картина в голову заседает – это же намного важнее, чем желудок. Но при этом менее осязаемо, осознаваемо. И это такой же важный аспект, как еда. Только это не такой утилитарный слой, который человек тоже должен потреблять, по-хорошему.

В чем миссия искусства, по твоему мнению?

Переключать человека от бытовых проблем каждодневных, от очевидных вещей. И оно дает ему возможность посмотреть немного сверху. Потому что художник такой, так скажем, оторванный от понятного сформированного обществом человека, живет своей жизнью. Он на вещи немного сверху смотрит. Он обращает внимание на какие-то вещи, на которые бегающие люди каждый день могут не обращать.

Там образовательный эффект есть, когда ты за счет каких-то сложных вещей, алгоритмов произведения понимаешь, что есть более тонкие уровни мировосприятия. Это как шутка: есть плоская, а есть очень сложный мем какой-нибудь, который не все еще поймут, но там у него много слоев. Ты когда понимаешь, что оказывается, вот столько может быть уровней, тебя потом вещи начинают интересовать более глубокие, не поверхностные. И ты тогда понимаешь, что можно сделать искусство, вложив в него вот столько: и это, и это, и это. Ты удивляешься: «Ничего себе!». А оно еще и выглядит прикольно при этом. У тебя как бы симфония раскрывается слоями, техникой, смыслами, концепциями, все раскладывается. А вроде, казалось бы, так просто все выглядело.

Почему ты выбрал искусство? У тебя была семья, которая, много занималась, либо очень любила искусство, ты ходил в художественную школу, ты получил художественное образование? Или…

Ты знаешь, во-первых, так странно, что я тут родился, в этом городе, и художником стал. Не так много москвичей, знаешь, художниками становится. Сюда приезжают много из регионов, потому что в Москве движуха, потому что там культурная жизнь может быть сухая. И художники приезжают в Москву. А в Москве ты зачем художником стал? Ты работу не мог найти нормальную, что ли? Ну, типа вот все институты тебе, пожалуйста, иди, поступай. Работы всякие: такие, такие, такие. Иди работай! Какой художник? Это что вообще? Это работа? Профессия? И у меня вокруг никого не было: ни художников, ни друзей, даже знакомых каких-то семьи. Знаешь ладно, было бы хоть сосед какой-то. Нет!

Не знаю. Я потом сам это анализировал. Мне нравилась уличная культура, потому что мне нравилась хип-хоп музыка, рэп. Типа я на улице вырос, граффити ходил рисовал. И мне нравилась свобода творчества. Тебе же, чтобы рэп читать, не надо идти, музыкальный университет заканчивать. И для граффити тебе не нужно заканчивать академию художественную. Чтобы пластинки крутить, диджеить, брейк-данс танцевать, тебе тоже ничего не надо. То есть это все такое свободное творчество.

Но я тогда не воспринимал себя художником. У меня не было такой идеи. Я не про «с 5 лет я мечтал быть художником». Нет, я вообще не представлял. «Как это? Что? Что они делают? Как зарабатывают? Картину куда?». Короче, куча вопросов, непонятно. Я даже когда стал в выставках первых участвовать, как-то не до конца этому верил. Ну прикольно. Да, я какие-то вещи делаю, вот они интересны кому-то, они выставляются, кто-то покупает даже. Мне нравится это делать, буду делать дальше. То есть, у меня не было «все, я художник».

Потом стал изучать современное искусство, российское и западное. Мне стали нравиться работы, которые я видел. Я думал: «Офигенно! Вот это круто сделано, вот это круто сделано! Блин офигеть, как он там мыслит!». Я стал знакомиться с мыслями других художников вот так, через каталоги западного искусства, через российские какие-то выставки. Не могу сказать, что в 2006-2005 много было выставок современного искусства, но какие-то были. Потом я стал ездить, смотреть по миру, по ярмаркам, по выставкам разным. Прямо специально ездить изучать.

Но тогда… Я рисовал просто граффити с 16 лет. До граффити я рисовал …


Классное интервью, спасибо. Интересно, занимаясь рисованием с детьми, я наоборот заметила, что самое сложное для них- придумать новое, фантазировать! Я говорю о детях младшего школьного возраста. Они очень много потребляют готового, разнообразного контента и его же чаще всего воспроизводят. Поэтому, считаю, что эта назревающая проблема, с которой нам предстоит столкнуться в будущем)
Юля Лузина
Юля Лузина
год назад
Спасибо! Рада, что вам понравилось интервью!)
Евгения Лядова
Меня тоже особенно зацепил фрагмент интервью про детей. Здорово, что художник открыт к такому опыту и у него получается. Искусству быть, искусству жить! В том числе, в наших детях)
Юля Лузина
Юля Лузина
год назад
Спасибо!) Рада, что вам понравилось интервью!)
AlexMax
AlexMax
год назад
Спасибо за интервью! P.S.пара моментов:1)Чайковский,имхо,и т.п.,-всегда общемировое и общечеловеческое явление-достояние (ни русское,ни американское и пр);2)удивление вызывает (не в данном интервью!а как явление!),продолжающееся (сколько можно?)поминание "запада" в контексте,на самом деле,рынка в т.ч.Базовые вещи- для экономики (рынка)!!! =Есть данные по продажам?вторичным продажам?!? Нет?(international database)- "До свидания!" (условно).Сами профессиональные (!?!) художники должны этот (элементарный) момент понимать,и а)открывать свои "правильные" галереи б)требовать должного подхода от существующих ,представляющих галерей,-вот и "валютирование".То что "выставки и коллекции по миру",мило,конечно,но,бизнес и рынок - "дайте цифры" (объемы продаж и пр) .Это всегда,везде,во всех отраслях!
Юля Лузина
Юля Лузина
год назад
Спасибо!) Рада, что вам понравилось интервью и вызвало столько мыслей и отклика!)
AlexMax
AlexMax
год назад
...сами же (почти все! lol) пишут :"работы в частных коллекциях Японии и Улан-Батора",-так значит,частные лица,условный "Джон Смит" принимает(принимают и приобретают),вне зависимости от географии!?!Соотвественно,когда,происходит на этом фоне,иное поминание "запада"подразумевается-таки,рынок,бизнес,экономика (ну и общечеловеческие,мировые смыслы,конечно,как в случае с условным Чайковским).А к бизнесу,повторюсь,требования,универсальные.Если кто-то ,при этом,выше (ниже,круче и пр) этого,то,зачем,тогда продолжать треп (в таком контексте) о том,что (якобы),именно в таком контексте, (не) интересует
eye