«Сейчас пожелание только одно». Интервью с Серафимой Костровой

05.08.2023
«Сейчас пожелание только одно». Интервью с Серафимой Костровой

Серафима Кострова — директор одной из ведущих галерей Москвы Pop/off/art, и кажется, это идеальное совпадение проекта и человека.

Честная, глубокая, верная своим идеалам — она искренне верит в силу диалога искусства и зрителя и не боится высказываться с помощью выставки.

Мы поговорили с ней о том, чего же не хватает молодым художникам? Почему больше нет смысла в жесткой конкуренции? В чем различие петербургской и московской живописных школ? И конечно, как говорить тогда, когда все молчат.

Экспозиция выставки Е. Михнова-Войтенко. О невыразимом

Как ты решила пойти в искусство?

Наверное, было несколько поворотных выставок, которые заставили меня задуматься об этом пути, потому что первоначально после школы я не совсем знала, что хочу делать.

Я оказалась на философском факультете СПбГУ и училась на узком направлении — арабо-мусульманская культура.

Естественно, как и любой выпускник философского факультета, я задумывалась над тем, чем я буду заниматься в жизни. У меня гуманитарное образование, которое учит читать и анализировать тексты, работать с вопросами широкого профиля.

Долгое время я не знала, что хочу делать. Не скажу, что у меня сразу была любовь к современному искусству, но я посетила несколько музеев, которые меня впечатлили. Например, после 3-го курса я была в Америке по программе Work&Travel и, конечно, нью-йоркский MOMA меня поразил — я увидела Поллока и Ротко по-другому, до этого я не думала, что они могут так меня впечатлить.

Одной из важнейших для меня также стала выставка Фрэнсиса Бэкона в Эрмитаже. Там показывали не только самого Бэкона, но и авторов, к которым он апеллировал — от «Скорчившегося мальчика» Микеланджело из коллекции Эрмитажа до Веласкеса и Ван Гога. Все это показывалось вместе с фотографиями и книгами из мастерской Бэкона. Я поняла, что современное искусство — не всегда про красивое, это способ разговаривать о широком диапазоне вещей.

Затем я поступила в магистратуру на «Кураторские исследования» Факультета свободных искусств и наук СПбГУ (его еще называют «Смольный»). К сожалению, сейчас факультет переживает перемены – студентов лишили зарубежной грантовой поддержки и обмена, упраздняется система либерального образования. Но это было, и я надеюсь, остается чудесным местом, где преподают потрясающие специалисты, которые любят свое дело: сотрудники Русского музея, независимые кураторы, теоретики. Там я глубоко погрузилась в современное искусство, как западное, так и российское.

Мне кажется, с искусством, как с татуировками — один раз пробуешь и либо ты дальше с головой туда, либо ты никогда больше к этому не прикасаешься.

Да, согласна.

Ты училась в Питере. Как в дальнейшем сложилась твоя кураторская деятельность и как ты оказалась в галерее в Москве?

Сначала я работала в Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI вв. – это филиал петербургского Манежа. Мы занимались экскурсионной деятельностью и разными образовательными практиками – мне удалось проводить экскурсии людям разных возрастов, людям, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию, детям с особенностями в развитии.

Я понимала, что образовательное дело — это не то, чем я готова заниматься всю жизнь, и параллельно думала о том, что делать дальше. Как-то я поехала в Москву посмотреть выставки и влюбилась в проект Ольги и Олега Татаринцевых «ЗАПРЕДЕЛАМИ» в pop/off/art. Это была выставка о цензуре — от Пушкина до Хармса, Мандельштама и Бродского. А на балконе были представлены тексты Кирилла Серебренникова из зала суда.

Экспозиция выставки Ольги и Олега Татаринцевых. ЗАПРЕДЕЛАМИ

Меня так это впечатлило, что я подошла и сказала: «Как дела? Я проходила собеседование 3 месяца назад». Мне тут же провели повторное собеседование и взяли на работу. Это был декабрь, а с января я должна была приступить. Я согласилась и переехала, и работаю в галерее уже пятый год.

Сначала я была менеджером проектов и занималась организацией выставок как в самой галерее, так и за ее пределами, в музеях. А потом стала директором галереи.

Периодически я курирую выставки – сначала делала это в Петербурге, теперь в Москве. В апреле этого года делала выставку классика ленинградской абстракции Евгения Михнова-Войтенко, проекты Андрея Красулина в галерее (2020) и в ММОМА (2021), в 2020 вместе с Владимиром Логутовым делала выставку в ДК «Громов».

Экспозиция выставки Андрея Красулина. Практика. Процесс. ММОМА.Фотограф Дмитрий Фомин

У меня сейчас возник вопрос: с чем проще работать — с искусством ныне живущих художников или с наследием уже ушедших?

Сложный вопрос. Во многом играет роль человеческий фактор и вопрос зачем ты это делаешь в принципе. В чем сложность работы с наследием? Ты работаешь с потомками художника, и они отвечают не за себя, а за память своего отца/деда/мужа. Они очень сильно переживают из-за груза ответственности, поэтому с наследниками бывает сложно.

В то же время и живые художники бывают разные. Могу сказать, что мне везло и с теми, и с другими. У нас случилась настоящая любовь с Андреем Николаевичем Красулиным и с наследниками Михнова-Войтенко. Не могу жаловаться. С Красулиным работать прекрасно, он всегда говорит: «Ты — куратор, ты лучше знаешь», и никак не вмешивается в процесс, всячески отзываясь на необходимые вопросы. Но я знаю, что бывают молодые художники, которые очень переживают за свое реноме и репутацию.

Экспозиция выставки Андрея Красулина. Практика. Процесс. ММОМА.Фотограф Дмитрий Фомин

Давай немного поговорим про саму галерею. Сколько уже pop/off/art существует?

В декабре 2023 года будет 19 лет.

Это достаточно …


eye