
За 11 лет в искусстве я видела много разных людей в сфере креатива (художников, кураторов, молодых галеристов и даже галерейных сотрудников) и наблюдала то, как развивается их карьера. В какой-то момент я стала обращать внимание на то, что делают и чего не делают люди в профессиональной сфере, и к каким результатам они приходят.
Часто, когда мы терпим какую-то неудачу, например, никто не заметил проект, не взяли в галерею или не зовут на выставки, мы думаем, что причина в том, что мы делаем. Не та тема, не так талантливо представлено, не оформлена до конца мысль. Такое, конечно, тоже может быть и стать причиной отказа. Однако я видела очень много интересных художников, которые после нескольких лет успеха исчезали из мира искусства, просто потому, что с кем-то ругались, переставали появляться на открытиях, общаться с галеристами и так далее. И, наоборот, кажется, что в искусстве нет особо примечательного чего-то, но художник здесь договорился, там встретился, тут правильно поболтал и вина выпил, а потом смотришь, работы висят в коллекции Третьяковки, Русского музея, Эрмитажа и так далее.
Я точно не сторонник того, чтобы говорить, что важнее: общение или сами проекты. Мой опыт говорит мне, что только вместе эти два ингредиента дают нам успех и постоянное развитие, удовольствие и счастье от того, что мы делаем, а не боль и разочарование. Однако сегодня я буду больше говорить про коммуникацию и про то, как с ее помощью прийти к успеху.
«Мы стоим не столько, сколько знаем, а столько, на сколько мы договорились»
И даже не столько, сколько мы делаем или насколько мы эффективны, а именно столько, на сколько смогли договориться. Любой HR вам скажет, что конфликт между тем, кто платит (хочет дешевле) и тем, кто свои услуги продает (хочет дороже) вечен и неизбежен. Поэтому если во время коммуникации, мы ставим себя в позицию «просителя», то есть начинаем с того, что просим помочь, поддержать и так далее, то неизбежно принижаем свою цену или ценность. Например, ценность той же коммуникации. Я периодически получаю сообщения: «Марина, мне нужна ваша помощь…», «Помогите, пожалуйста, бедному художнику. Купите работу / возьмите на выставку…» Как вы думаете, хочется ли мне продолжить общение? Что должно меня мотивировать? Чувство жалости? Точно ли это то чувство, которое мы хотим вызывать у людей?
Есть другой вариант. Например, предложить сотрудничество, но не просто «Я хочу сотрудничать», а из позиции: «Есть такая история. Вам она может быть полезна так-то, а мне так-то». Например, то же «поддержите проект», можно легко поменять, на предложение, где будут выгодные условия и для человека, которому делается предложение, и для вас. Цена ниже рыночной, социальные выгоды и так далее. Здесь может быть очень много вариантов коммуникации и предложений.
Сказать словами
Самый простой способ, чтобы люди узнали о ваших желаниях, просто сказать им об этом. Знаете, есть такая шутка. Что нужно сделать, чтобы вам купили пионы? Подойти и сказать: «Купи пионы, пожалуйста». Часто в детстве получалось так, что если мы что-то просим, то мы что-то должны. Скажем, мы просим у мамы: «Купи игрушку, пожалуйста». А она: «Хорошо, но неделю будешь мыть посуду». Мыть посуду не хочется, поэтому мы думаем: «Не буду просить, лучше потом все сам куплю». Интересно, что это распространяется и на информирование о своих желаниях тоже.
Например, молодые кураторы и галеристы часто боятся предлагать художникам участвовать в выставках. Я помню, как в нашей галерее только и разговоров было: «Где брать художников?». Это было белое, очень красивое пространство, европейского уровня, и на выставку все охотно соглашались, но страх был велик. Нет ничего страшного в том, чтобы предложить себя как художника, куратора или галериста, однако важно помнить, что отказ возможен и это тоже не страшно: не то время, не те люди.
Сообщать о том, что вам интересно …