Желание обладать. Интервью с Дмитрием Безруковым

04.11.2023
Желание обладать. Интервью с Дмитрием Безруковым

Нужно ли художникам сейчас отображать в работах происходящую действительность и что ищут коллекционеры? Зачем коллекционеру арт-дилер и что такое «желание обладать»? Мы поговорили с молодым коллекционером Дмитрием Безруковым о том, как формируется коллекция, почему люди приходят к покупке искусства и нужно ли художнику самому заниматься продажей.

Что изменилось в твоем отношении к искусству и собственной коллекции после того, как вышло твое первое интервью на Артократии?

Я сделал паузу, после которой стал смотреть на искусство по-другому. Появилась избирательность. Мне иногда кажется, что сегодня некоторые галереи делают выставки просто для того, чтобы что-то выставить.

Ты говорил, что твоя коллекция — это летопись настоящего времени. Тебе хочется, чтобы художники отображали в искусстве свое восприятие того, что происходит вокруг?

Давай я отвечу так: наверное, они должны отображать в своем творчестве то, что происходит вокруг. Но мне бы не хотелось сегодня такого серо-черного искусства.

Для меня искусство скорее про нечто прекрасное, про чувства и эмоции. Хочется верить, что они у людей сейчас не только черные и серые.
Мне хочется отвлекаться с помощью искусства.

В таком случае сформулируй, что для тебя искусство?

Лично для меня искусство — это про эмоции. Когда я еще ничего не понимал в этом, все равно любил ходить в галереи. Все музейные и галерейные тексты были (и до сих пор есть) для меня сложны, я просто смотрел и выходил с мощным зарядом энергии. Через эмоции, а не смыслы.

Для меня, если ты смотришь выставку, не думая и не читая, и все равно получаешь эмоциональный заряд – это и есть искусство. Если ты смотришь и ничего не испытываешь, если тебе нужно прочитать текст, чтобы разобраться, то это, возможно, как-то натянуто.

По моему мнению, настоящее произведение должно цеплять с первого взгляда. Бывает, конечно, что при более близком рассмотрении работа не кажется настолько интересной. Но лично для меня лучший вариант — это искусство, цепляющее при первом взгляде и открывающее новые смыслы при близком рассмотрении.

Особенно круто, если оно заставляет тебя думать. Тогда точно нужно покупать!

А в чем миссия искусства?

Передавать эмоции. В том числе сквозь время.

Почему ты решил покупать искусство? Почему любовь к искусству вышла за рамки посещения музеев и галерей?

Самая первая покупка случилась из-за пресловутого желания обладать. Мне захотелось повесить что-то у себя дома, но не репродукцию. Я написал в Didi Gallery, и после небольшого опроса мне прислали много работ. Я долго выбирал. Первой покупкой стала работа Саши Кокачевой. Мне очень нравится ее работа «Лужа», но она была огромная и дорогая, на тот момент я не рассчитывал на такие размеры и сумму, и в итоге выбрал другую.

Александра Кокачева. Розовое небо

Вообще я тут недавно получил инсайт. Когда спрашивают: «В чем фишка? Почему так дорого? Я ведь тоже так могу», я всегда отвечаю: «Потому что не ты это придумал. Человек сначала научился рисовать, сделал имя, а потом придумал концепт».

Так вот, инсайт: когда ты видишь что-то крутое, тебе хочется сделать также, но так как это уже придумали, тебе остается только желание обладать этим. Это компенсация своей творческой нереализованности.

А ты чаще покупаешь, когда приходишь на вернисаж? Или когда тебе просто близка какая-то галерея, из-за личного отношения?

У меня не очень большая коллекция — порядка 20 работ. Мне кажется, в этом нет тенденции, все мои …


Геннадий Плискин
3 месяца назад
Честные размышления, во многом совпадают с моими. А почитать посоветовал бы историка искусства Екатерину Юрьевну Андрееву, сотрудника ГРМ. "Все и ничто", сразу, наверное, будет сложновато, а "Постмодернизм", "Угол несоответствия", "Параллельные современности" и пара сборников ее статей, вышедших в этом году - в самый раз.
eye