Все, кто пытаются создавать бизнес в области искусства, говорят, что это невероятно сложная задача. Это касается и дилерства, и платформ для искусства (art + tech), маркетплейсов и, конечно, галерей. Все дело в том, что существование такого бизнеса строится не на одном, а на трех китах: экономическом, художественном (то есть развитии искусства) и социально-этическом. Понимание всех трех аспектов приводит к тому, что бизнес в искусстве выходит на стабильный уровень дохода.
Только 50% галерей приходят к такому показателю, а звездами становятся единицы. Любые опросы и изучение стратегий галерей показывают одно: понимание менеджмента и бизнес-модели — это прямой путь к тому, чтобы арт-предприятие было успешным и генерировало прибыль. Однако галереи часто открывают любители искусства или искусствоведы, которые вообще не думают о бизнес-модели или структуре бизнеса, и, наоборот, предприниматели, которые не очень глубоко понимают искусство. Оба таких варианта оказываются провальными.
Напоминаю, что скоро стартует годовая образовательная программа для тех, кто строит бизнес в сфере искусства. Подробнее здесь
Ценностное предложение галереи
Как правило, если галерея не разрабатывает ценностное предложение, то она нацелена на группу коллекционеров, которые профессионально собирают искусство, и не работает с другими категориями: молодые коллекционеры или коллекционеры «по случаю», которые покупают работы в дом или в подарок.
Работа только с одной аудиторией предполагает отсутствие уникального ценностного предложения: то есть мы показываем схожих по качеству, концепциям и визуальному ряду художников группе людей, которая перенасыщена предложением. Такая схема «один в толпе», когда мы не понимаем своей эксклюзивности, приводит к высокой конкуренции и низкой доходности. Разработанное уникальное торговое предложение с пониманием адресной аудитории помогает изменить ситуацию, нарушить «правила, которые мешают выделяться» и создать личный бренд, то есть выйти из конкурентного поля.
Как же проработать бизнес-модель галереи, чтобы сделать ее прибыльной?
Сегодня ученые в области менеджмента и маркетинга говорят о нескольких пунктах, которые любой бизнес, желающий быть успешным, в той или иной степени должен модернизировать. Этот процесс происходит под влиянием технологий, которые меняют структуру нашей жизни, коммуникации, ощущения себя и процесса потребления. Эти пункты: ценностное предложение, концепт покупателя, концепт коммуникации, концепт прибыли и концепт роста, форма организации и кооперации. Все бизнесы, которые «выстрелили» в последнее время, работали с изменением этой структуры. Так, например, компании лоу-костеры изменили ценностное предложение, отделили основную задачу клиента (перелет) от дополнительных сервисов и вместо пакета представили своего рода «конструктор» для покупателя. Новая стратегия оказалась настолько успешной, что сейчас ее начали применять и традиционные авиакомпании.
Искусство в этом плане …