Сегодня хочу поговорить про формирование цены в мире искусства, и даже не совсем цены, а рынка на конкретного художника. Да, рынок формируется не на какую-то конкретную работу, а именно на художника. Рынок этот может быть сильным — высокий спрос, и слабым. Естественно, здесь много градаций от «никому не нужен» до «все ищут работы этого художника и не могут найти». То, насколько сильный сформирован рынок, определяет цену художника. Кстати говоря, в отличие от расхожего мнения, что смерть художника повышает его цену, этот инструмент работает только для художников, вокруг имени которых был сформирован сильный рынок еще при жизни. Художнику со слабым рынком смерть ничего не даст и, даже наоборот, рынок потеряет какое-либо «ожидание на рост» и цена может упасть до ноля.
Сильный и слабый рынок.
Сильный рынок на художника — это высокий спрос на его работы, а также ожидание повышения спроса, цен, проектов и т.д. Здесь все как с ценными бумагами, формируется ожидание, и если это ожидание подтверждается, а проекты художника привлекают все большее внимание профессионалов, уровень институций растет, то рынок становится сильнее. В момент максимально высокого ожидания и спроса рынок максимально сильный. Однако стоит только расслабиться, как ожидания рынка начинают ослабевать, спрос тоже. Вниз сначала идет количество продаж, а дальше падает и цена. На аукционах работы начинают продаваться ниже эстимейта (ожидаемой цены продажи). Пара таких продаж, отсутствие каких-либо действий со стороны галеристов или самого художника, и всё, можно сказать доверие рынка будет потеряно безвозвратно. С художником можно будет попрощаться. Как правило, в эти моменты свои работы начинают продавать большие коллекционеры и цена падает еще сильнее. Поэтому важно не только сформировать сильный рынок на художника, но также обладать достаточным ресурсами для его поддержания.
Слабый рынок на художника дает периодические продажи и не очень высокую цену. На молодого художника рынок, как правило, еще не сформирован, имя никому не известно, выставок и поддержки профессионального сообщества мало. Ожиданий никаких нет, все только смотрят и наблюдают за дальнейшими действиями художника и интересом к нему кураторов и галеристов. Именно поэтому цена на его работы невысока, а те, кто покупают у художника, становится его группой поддержки на первых этапах.
Локальный и глобальные рынок.
Сначала сильный рынок формируется локально, а затем уже можно пробовать выйти на рынок глобальный. Важно понимать, что изменение страны проживания или галерея в другой стране — это не выход на глобальный уровень, это еще один или другой локальный рынок. И вот здесь при выборе рынка важно сравнить его объем. Например, рынок России больше чем рынок Латвии, однако рынок США или Китая сильно больше, чем рынок России. Перемена локального рынка на другой с меньшим объемом однозначно приведет к убытком. Расфокусировка интереса на два локальных рынка или несколько может привести к ослаблению рынка в одном месте и недостаточному увеличению на другом, что также приведет к уменьшению дохода; Поэтому прежде, чем менять локальней рынок или выходить на второй или третий, стоит посчитать возможные угрозы и убытки.
Сначала когда мы оказываемся на новом локальном рынке, даже если первый достаточно сильный, спрос на имя художника низкий, как и интерес профессионалов. Поэтому рынок слабый. Он может так и остаться слабым по разным причинам: первый локальный рынок не пользуется популярностью в арт-мире и к нему нет внимания со стороны кураторов, нет интереса к этой культуре. Художник уже не в возрасте молодого художника, но и статуса на локальном рынке нет. Нет интереса на новом локальном рынке к тому визуальному языку, к которому обращается художник. Все эти факторы необходимо учесть и обратить на них внимание, прежде чем менять локальный рынок и формировать на нем рынок на художника.
Перехо…