Рухнет или не рухнет: обзор на выставку Limonov Art Foundation

29.05.2023
Рухнет или не рухнет: обзор на выставку Limonov Art Foundation

Продолжаем серию обзоров на актуальные события. В субботу побывали на открытии новой выставки Limonov Art Foundation в Санкт-Петербурге. Масштабный персональный проект петербургского художника Ивана Чемакина «БШдкМ» проходит в давно заброшенном, но вновь обнаруженном ДК Море. В этом советском Дворце культуры моряков Чемакин построил квестовый маршрут, сотканный из воспоминаний, обрывков истории и мечтаний о будущем.

Иван Чемакин в ДК Море. Фото: Дмитрий Егоров, bwfilms

Зритель отправится в путешествие по самым скрытым частям здания: подсобные помещения, гримёрки, кладовки, технические коридоры. Художник специально оставляет без внимания все парадные виды и былую роскошь строения. Причем роскошь там действительно имелась — изначально ДК строился в стиле конструктивизма, но во время Второй мировой сильно пострадал и потом уже был перестроен в сталинском ампире.

Интерьеры ДК Море

Сначала мы поговорили с самим художником и спросили у него, что пространство даёт выставке. Чемакин ответил, что пространство — само по себе уже выставка, а его работы лишь являются маячками, чтобы заманить зрителя посмотреть на ДК. Таким образом, архитектурный памятник становится соавтором художественного высказывания Чемакина. Потом мы в быстром темпе последовали за художником по всем комнатам, в которых размещены его работы. Было темно, немного страшно и мы не успевали. Но, кажется, именно такой формат делает опыт посещения «БШдкМ» довольно иммерсивным. И вообще, метафора пространства, из которого хочется сбежать, удалась на славу, так как само по себе заброшенное, аварийное здание напоминает труднопроходимый лабиринт из ночного кошмара. Сооснователь и куратор Limonov Art Foundation Анна Якубова посоветовала нам не стучаться в закрытые двери, чтобы не попасть в совсем опасную зону, которая вот-вот разрушится. Да и перед входом висит соответствующий знак.

Внешний вид здания

Объекты, созданные Иваном Чемакиным, сочетаются с пространством, очень органично встраиваются в него. Зритель ходит по всем этим помещениям и видит собранные воедино объекты разных эпох и разного назначения, пол под ногами скрипит, нет привычного освещения, а по подвалу нужно идти со специальным фонариком. По словам Анны Якубовой, руинированное здание отражает нашу современность: оно так же, как и мы, находится в полном раздрае. Одно только отличие: ДК Море повидал многое на своём веку, он свидетель истории, а мы в данной точке не знаем, что будет дальше. И в голове невольно возникает вопрос: «Рухнет или не рухнет, пока я тут нахожусь?».

Медленно продвигаясь по энигматичному …


eye