7 марта в Pop/off/art на Винзаводе в Москве открылась персональная выставка Ивана Симонова – молодого художника, известного своими уличными проектами «Маленькие люди» и «Продано». В пространстве галереи Иван, как и во всех своих работах, играет со смыслами и приглашает зрителя к взаимодействию, побуждая задуматься о «призрачной перспективе» и обратной стороне «больших лозунгов».
Мы встретились с Ваней в его студии и честно поговорили о пути молодого художника на современном арт-рынке, сложностях и почему человек не должен забывать о том, что он – человек.
Для начала — кто такой Иван Симонов?
Сначала — человек, а потом уже — художник. Для меня вообще важно определение человека. Мне кажется, мы недостаточно осознаем, что человек — это само по себе уже существенно. Ты — не рыба, не мясо, не собака, ты — человек.
Что ты вкладываешь в это понятие человека? Помимо определения в словаре Даля.
Человек — это существо, наделенное чувством эмпатии и сознательности. Существо, которое способно испытывать и проявлять чувства – это то, что нас отличает от животных.
Но все больше я вижу, что человек пытается быть похожим на робота, быть совершенным и идеальным, ставить себе установки, преследовать цели, он хочет стать машиной по их достижению.
Для меня человек — больше про некоторое проявление и осмысление жизни. В этом, мне кажется, наши сила и отличие. Мы можем осмыслять жизнь, менять ее и создавать что-то благодаря этим способностям. Именно создавать, а не разрушать.
Как ты пришел к тому, что стал современным русским художником? Почему к тебе пришло это желание, и ты решил сосредоточиться именно на этом? Я читала твою биографию и знаю, что ты занимался другой деятельностью.
Для меня искусство — это пространство, в котором я могу вести диалог. А диалог — это возможность говорить с большим количеством людей и доносить им какие-то идеи, получать ответ, погружаться в социальные процессы.
У меня же социальное искусство. С помощью него я разглядываю индивидуальности и стараюсь разобраться в том, что же такое человек. Фактически все мои проекты — это бесконечная попытка найти ответ на этот вопрос. Искусство мне это позволяет, потому что любая другая профессия сковывает тебя рамками обязанностей, уставов и правил. А в искусстве, если говорить несколько утопично, этого нет.
А сейчас, как ты думаешь, появились рамки у искусства?
Да, конечно. Очень легко быть независимым, свободным художником, если ты работаешь на работе, не связанной с искусством, и просто занимаешь свободное время. В таком случае ты можешь не переживать за свои высказывания. А если ты зарабатываешь как художник, то главная обязанность — наладить коммуникацию с институциями, кураторами, административными органами.
Чем больше растет твоя популярность, тем меньше у тебя остается той первичной свободы. Ты всегда находишься на грани в попытке сохранить эту свободу, не предавая себя. Как в моей программной работе — «Искусство будет в жопе до тех пор, пока будет ориентироваться на зрителя». Она транслирует установку не уподобляться зрителю и не подстраиваться, а говорить о том, что важно для тебя и тем языком, который для тебя наиболее подходящий.
Но мы сталкиваемся с большим количеством препон при этом. Например, когда предлагаем свое искусство какому-нибудь выставочному пространству или когда начинаем участвовать в фестивалях. Всегда начинается цензурирование, искажение первичной идеи и так далее. А ты становишься дипломатом, находишь слова, способные убедить людей в том, что работа, которую ты делаешь, не несет в себе призыва к чему-нибудь опасному и плохому.
Но сложности рыночных механизмов — уже совсем другая история. Они включаются сильно позже, а у нас в России толком еще не выстроены.
Сейчас на российском …