Композиция № 367

Искан Ильязов | (1956)

: живопись
2022, холст акрил, 60 x 60 x 2 см

Из статьи Влада Красноярского в газете «Медный всадник»:

 

Картина Искана Ильязова «Окно в Европу. Все флаги в гости будут к нам» – единственная работа в жанре абстракции на морскую тему. Она рождает многочисленные ассоциации. Кажется, что это необычная цветовая формула, по которой художник выстраивает своё изображение. Здесь каждая краска подобрана по тону и в своей пропорции. Вертикально выстроившиеся флаги торговых судов похожи на нос показавшегося корабля, идущего по морю навстречу тёплому солнцу. Здесь подобрана яркая палитра: жёлтый, голубой, красный, синий, белый, оранжевый. Настроение у картины радостное и торжественное. Вместе с этим на ум приходит новая ассоциация, чему также способствует цвет большого внешнего фона – (благородный серый цвет петроль) – кажется, что это китель адмирала, а цветные флаги – орденские планки на кителе. И вот в картине уже читается радость и торжество парада.

Пространную саморецензию дал в виде философского осмысления темы о Петре сделал академик, профессор изобразительного искусства Искандер Ильязов (Искан):

«Сейчас страна празднует 350 лет Петру Первому. Я считаю своим почётным долгом участвовать в коллективной выставке картин в Петровской академии наук и искусств к 350-летию основателя моей академии.

Выход к морю был нужен России как хлеб, как воздух. Мне захотелось показать на картине энергию прорыва в широкий мир и зарождение другой, новой, сильной и яркой энергии в стране – в надежде, что история повторится.

У меня была заявлена к участию в выставке картина 80х80 см «Адмиралтейская игла», но я хотел что-нибудь поменьше размером. Как на заказ, за трое суток до открытия выставки мне прислали из пригорода Нью-Йорка фотографии пейзажей с интенсивным цветом неба, этот цвет меня зацепил, я сравнил его с цветами неба на Лазурном Берегу Франции, вспомнил небо Санкт-Петербурга и захотел поставить в картину камертоном интенсивный сине-голубой цвет.

Я ставил себе двоякую задачу: пластическую и историческую, вернее, историко-торговую, не зря я оканчивал Плехановский институт – ныне Российскую экономическую академию - и не зря я проработал десять лет в Торговой палате.

Пластическую задачу я решал в торжественном, ярком и гармоничном ключе на дополнительных цветах.

Историко-торговую задачу я решал так, чтобы изображаемые флаги были сегодня узнаваемы, чтобы они обозначали тогдашних торговых партнёров России и по возможности уменьшались в размерах по убыванию объёма товарооборота.

Было ограничение в сроках, поэтому я работал акрилом, что делаю редко, и акрил Италия Maimeri Polycolor не подвёл. Я соблюдал историческое соотношение размеров по длине и ширине каждого флага и строил их снизу вверх, как лестницу. По состоянию на начала 18-го века я сверил цвета и формы флагов из заслуживающих доверия источников.

Начал я с рамки цвета довольно редкого цвета петроль - с оранжевым сочетается, особенно через голубое небо, но писал я небо в последнюю очередь. Рамка символизирует стену, в которой Пётр прорубил окно – окно ближе к квадратной, чем к прямоугольной форме, как было принято в непарадных постройках в те времена.

Первый и самый большой на моей картине не нынешний вариант флага Нидерландов, а тогдашний, идущий от Вильгельма Оранского, с его оранжевым полем, который к тюльпанам отношения не имеет. Нынче верхняя часть флага не оранжевая, а красная. Голландия была Петру второй родиной, завёрнут он был на ней.

Затем идут флаги других основных торговых партнёров России – у кого вообще были флаги как флаги – Швеции, Дании и Испании. Дело в том, что у подавляющего большинства стран торговых флагов не было, а были полотнища с гербами владетельных суверенов.

Верхний флаг - как последняя ступенька лестницы в небо, и спорно, лишний он или нет, чисто изобразительно, но я поставил его после долгих колебаний последним. Это флаг не Монако, хотя совпадает один к одному - тогда суда Монако не ходили в Россию, да и сейчас у Монако нет торговых судов. Это флаг Любека. Но мне он дорог. Ведь главным торговым партнёром России во времена Петра Первого была не его любимая Голландия, а Ганза, конгломерат вольных городов Северного моря. Я лично знал начальника юр. отдела Торговой палаты Любека, и мы общались с ним в Таллине, уважаемом ганзейском городе. Ностальжи. Любек был столицей Ганзейского Союза, а у Ганзы никогда не было своего флага. Когда шла война между Россией и Швецией, Россия получала шведские товары через Ганзу, и стратегическим товаром были знаменитые шведские чугун и железо первого передела, из них ковалось русское оружие.

Ступени величия России, ступени лестницы в небо, ступени гармонии…

А моя трёхлетняя внучка увидела картину с айпада и сказала «Ой, какие красивые кубики! Хочу!»


eye