Первый фестиваль “Дягилев. P.S.” прошел в 2009 году и был приурочен к столетию легендарной и одной из самых прогрессивных балетных компаний мира - “Русские сезоны” Сергея Дягилева. Тогда в 2009 году фестиваль задумывался как дань уважения наследию Сергея Дягилева и его компании. В программу вошли балеты Джона Ноймайера, посвященные “Русским сезонам”, гастроли мировых звезд балета и выставка, посвященная Сергею Дягилеву.
Говорящее название фестиваля было выбрано неслучайно. Поскольку фестиваль затеяли к столетию “Русских сезонов”, то все совпадения были неслучайны. Например, неспроста для проведения фестиваля был выбран Санкт-Петербург - город, в котором Дягилев и большинство его творцов (артисты балета, художники, композиторы) начали свой творческий путь. Поскольку фестиваль не задумывался как ежегодный, то постскриптум в названии обозначал подведение итогов - показ, с одной стороны, наследия “дягилевцев” в балетном мире, с другой стороны, смотр достижений современного балета.
Балет “Нижинский” Джона Ноймайера. Фото: Theatre HD
Фестиваль прошел с таким успехом, что быстро стало очевидным: в России очень нужен ежегодный фестиваль, который будет хранить заветы старины и совмещать их с достижениями нового мира. Так с 2011 года фестиваль “Дягилев. P.S.” стал ежегодным, и за это время российские зрители имели уникальную возможность увидеть весь свет танцевального мира! На фестиваль со своими работами приезжали ключевые хореографы современности: Матс Эк с женой Аной Лагуной (про них мы недавно писали в нашем материале), Анжелен Прельжокаж, Уэйн МакГрегор, Акрам Хан, Марко Геке, Охад Нахарин и многие другие.
С течением времени фестиваль только набирал обороты. Например, в рамках фестиваля проходили премьеры новых спектаклей. Помимо гастролей западных трупп и хореографов, свои работы стали представлять молодые российские хореографы и разные российские балетные компании. При этом “Дягилев. P.S.” сохранил свою первоначальную концепцию - ежегодно, помимо спектаклей, проводились выставки, конференции, публичные обсуждения, объединенные темой каждого нового фестиваля. Эта концепция сохраняется и по сей день.
Балет “Лебединое озеро” Анжелена Прельжокажа. Фото: Theatre HD
В этом году программа фестиваля также включает не только танцевальные спектакли, но и музыкальную программу, показы документальных фильмов, выставку и круглый стол.
Наибольший интерес вызывает спектакль “T.I.M.E”, который закроет фестиваль - 30 ноября. Этот спектакль подготовила молодая хореограф из Китая - Си Син. Российская публика еще не знакома с работами данного хореографа и ее труппы, что делает закрытие фестиваля еще более интригующим. К слову, Парижская опера в этом году открыла свой балетный сезон тройчаткой (треми одноактными балетами), куда наравне с именитыми хореографами была включена и Си Син. Это обстоятельство делает личность молодой китаянки еще более интересной.
Спектакль “T.I.M.E”. Фото: Дягилев. P.S.
Согласно программе, Си Син подготовила размышление о времени и его влияние на людей. Хореограф рефлексирует на тему того, как воспоминания проникают в жизнь человека и формируют его. Говорящее название “T.I.M.E” имеет важную задумку: T означает «Температура и телепортация»; I — внутреннее Я, личностно важные моменты и воображение; M относится к памяти и разуму, а E — к энергии и эмоциям.
Спектакль “T.I.M.E”. Фото: Дягилев. P.S.
16 ноября можно насладиться индийским танцем катхак в спектакле “WITHIN”. Катках - один из классических индийских танцев, включающий индуистские храмовые традиции и сложные танцевальные ритмы. Современному зрителю танец катхак полюбился благодаря хореографу Акраму Хану, который органично соединил национальный индийский танец с наследием западного современного танца. Особенно ярко соединение двух танцевальных традиций проявилось в современном прочтении Акрамом Хана классического балета “Жизель”.
Спектакль “WITHIN”. Фото: Дягилев. P.S.
В этом году зрители могут …