
Когда Гойя создавал «Капричос», его задачей было показать все грехи его времени. Сальвадор Дали продолжил тему «Капричоса» и разрисовал исходник так, что всё стало более гротескным и сексуально ориентированным. Каждый автор говорил про чудовищ своего времени, которые хоть немного и менялись, но конец 18-го и начало 20-го веков, в целом, были достаточно похожи друг на друга.
А что же можно сказать про 21 век?
Изменились ли чудовища и какие формы они принимают сегодня?
Одно из таких чудовищ мы наблюдаем в конце фильма «Субстанция»: самая лучшая версия героини принимает форму монстра, однако смело выходит на сцену и требует любви у публики. Зрители же пугаются и пытаются отрубить персонажу голову, но там, как с драконом, вместо старой появляется еще одна - новая. Фильм многие назвали очень противным и даже пугающим, но оторопь в нем, лично у меня, вызывает не телесность, которая выглядит резиновой и лишенное человечности, а отношение героев друг к другу и к самим себе. Вот здесь настоящий «сон разума» и чудовища, а они, как известно, в головах, а не в клозетах.
Жан Бодрийяр описал гиперреальность еще в 1981 году, этот термин не стал расхожим в нашей культуре, однако на восприятие себя, пространства и других людей он влияет сильно. Гиперреальность - это феномен симуляции действительности. Состояние, когда сознание не может отличить реальность от фантазии, сон от яви. Гиперреальность состоит из симулякров - копий без оригинала, это те самые измененные версии, где оригинал когда-то был, но постепенно про него забыли. В какой-то момент симулякр начинает жить свою отельную жизнь в гиперреальности, вытесняя физический источник.
По мнению философов, современная культура и желания человечества формируются сегодня именно в гиперреальности, что приводит к измененному восприятию себя и физиологических процессов, которые часто вытесняются и становится постыдными. Один из таких процессов - старение и фильм «Субстанция» хорошо иллюстрирует момент, когда главная героиня больше не может вызывать желание у массы зрителей, потому что её тело не такое привлекательное, как этого требует медиа-пространство.
Героиня оказывается вычеркнута из «фабрики грез» достаточно неприятным продюсером, который, подобно Мистеру Смиту в фильме «Матрица»…