
Давай начнём с простого вопроса. Ты — человек из сферы менеджмента. Как ты пришла к искусству и почему решила им заняться?
Мне 28 лет, почти 10 лет я работаю в HR. Строить карьеру с 18 лет я начала случайно. Я хотела изучать рекламу и связи с общественностью, но мне не хватило двух баллов для поступления на бюджет с предоставлением общежития. Я из небольшого регионального города, многодетной семьи и всегда знала, что должна поступить без помощи родителей.
Я решила не ждать год и подать документы на заочную форму. Так в 18 лет я переехала в большой город работать и “подучиваться”, когда мои ровесники учились и подрабатывали. Я быстро нашла работу в HR сфере, мое профильное образование мне очень помогло, не смотря на то, что тогда я училась на первом курсе.
Мой первый год работы совпал с кризисом 2014 года, когда на рынке труда были большие сокращения. Я думала, что и меня уволят, я только начинала работать и большой ценности компании не приносила. Тем не менее, для меня 2014-2015 года были самыми важным этапом в карьере, когда я поняла, что выбрав в университете специальность “управление персоналом” случайно, я нашла для себя очень интересную сферу деятельности.
А к искусству я пришла ещё в детстве — на открытый урок в школу пришла преподаватель живописи из городской художественной школы. Мне так понравилось ее слушать, что я сама в 9 лет пошла сдавать экзамены… И поступила! Родителям говорить не стала, я уже училась в музыкальной школе и очень боялась, что дополнительную нагрузку мне не разрешат.
Если бы мои преподаватели сейчас увидели, что я рисую, они бы по меньшей мере удивились бы, так как это была самая обычная детская художественная школа с академическим рисунком. Мои девушки под водой и море далеки от традиционной живописи.
У меня нет высшего художественного образования и творчество для меня всегда было оплотом спокойствия. Работая в HR, живопись позволяла мне не загрубеть и расслабиться. Делать что-то созидательное и видеть мгновенный результат работы, на который влияю только я.
То есть искусство для тебя — это возможность отпустить контроль, расслабиться?
Сначала искусство для меня действительно было терапией, я отдыхала, когда рисовала на холстах. Потом я начала задумываться о том, как устроен арт-рынок в целом, какие есть участники, почему кто-то становится популярным, какие есть инструменты продвижения.
Сейчас искусство для меня — это возможность говорить с обществом без слов, находить общие проблемы, мысли и выражать их на холсте. Искусство стало проектной работой, где я и нахожу идею, и воплощаю в жизнь, и ищу площадки, партнеров для продвижения. В этой многозадачности мне как раз нравится совокупность всех элементов.
Представляешь ли ты, что ты можешь полностью оставить ту деятельность, которой ты занимаешься, и стать профессиональным художником, зарабатывая только на искусстве?
Я как самурай, у меня в искусстве есть только путь :) Если в работе я goal-oriented, то в искусстве — passion-oriented, продолжать что-то делать в творчестве – для меня уже большой результат. Раньше я была уверена, что не смогу найти на это время.
Но, как показывает практика, если есть большое желание что-то делать, ты быстро наводишь порядок в своем расписании и находишь для него место.
Я смотрю на других художников и понимаю, что зарабатывать в искусстве — это большой и очень непредсказуемый труд. Очень сложно рассчитать, какая у людей покупательская способность, как получить определённую сумму денег за свою работу.
У меня сейчас есть интересная работа, которая приносит стабильный и хороший доход, более того, я вижу как могу развиваться в HR.
Мне любопытно, может ли искусство стать основным источником дохода. Пока это вижу как любопытный вопрос, в котором хочется разобраться.
Есть ли у тебя сейчас структурированная идея какого-нибудь проекта?
Есть. Я хочу сделать проект на тему эскапизма. Я поняла, что это проблема современного общества. Кто-то сбегает от проблем в алкоголь, кто-то — в шопинг, путешествия, новостную хронику. Проблема в том, что каждая попытка сбежать от решения проблем —- заведомо неудачная, потому что проблемы никуда не уходят, а потом еще сильнее накрывают тебя. Про это я хочу рассказать через живопись.
У меня есть любимая фраза: «Ты можешь сбежать куда угодно, но всё равно возьмешь себя с собой». Разбираться нужно первоначально с тем, что у тебя внутри.
В чем, по-твоему, состоит миссия искусства?
Вызывать эмоции и заставлять задуматься.
Как ты покупаешь: по принципу «откликнулось/не откликнулось» или хочешь составить продуманную коллекцию?
Пока я покупаю то, что мне понравилось и отношусь к этой покупке, как к возможности поговорить с художником и понять его. Однажды я купила работу художника из Палеха. Он сделал из досок ёлку и подвесил её к потолку, и мне так понравилось, что я увезла эту доску с собой. Все смеялись: «Настя, ты что привезла?». Но у меня это вызвало эмоцию, потому что сам художник объяснил, создал целый перформанс. Может быть, я вообще однажды захочу быть коллекционером, а не художником. Но мне всё равно нравится создавать самой. В работе с людьми ты не всегда можешь повлиять на результат, а в творчестве я на 100% влияю на результат. К тому же, в этом деле я тоже задействую интеллектуальные способности для создания проекта и нахожу нужных людей, с кем этот проект можно воплотить.
Что самое важное для молодого художника, по твоему мнению?
Самое важное и самое сложное — понять, что ты хочешь делать. Звучит очень просто, но на деле у меня лично ушли месяцы на диалоги с собой. Когда ты делаешь что-то в качестве хобби — у тебя нет к себе требований, когда ты хочешь из хобби сделать системное дело, тут уже всплывает много подводных камней.
Как ты себе отвечаешь на этот вопрос?
Вот конкретно сейчас я нахожусь в эмоциональной яме. Когда ты начинаешь что-то с нуля, ты очень много делаешь, но не получаешь в первое время никакого позитивного подкрепления. В умных книжках написано, что многие люди сдаются, пока не получают промежуточного результата, но нужно продолжать делать и в какой-то момент ты обязательно добьёшься успеха, но когда – никто не знает. Единственный правильный вариант, который делает путь чуточку проще – относиться ко всем удачам и неудачам как к тестированию гипотезы.
Что бы ты посоветовала молодому художнику? Как начать?
В первую очередь, расставить приоритеты. Мысленно продумать, какая сфера жизни для тебя важна. Я, например, для себя поняла, что для меня очень важна моя основная работа. В периоды интенсивной работы я делаю фокус только на ней и на своём самочувствии, а уже потом добираю творчеством.
Второе правило — записывать все свои планы.
Третье — я стараюсь объединять приятное с полезным. Практически всегда во время прослушивания лекций по искусству, я хожу. Получается, что и для здоровья хорошо, и для ума.
Четвёртое — делегирование. С помощью этого навыка я не создаю себе дополнительный стресс, разбираясь в новой теме. И могу делать что-то быстрее и эффективнее. Тут важно найти подходящих людей, но это я хорошо умею делать :)
Пятое — получить поддержку от близких. Я обычно предупреждаю мужа о своей загруженности и он дает мне большую опору во всей моей деятельности.
Шестое — это эмоциональное состояние. Ты никогда не сможешь успеть сделать всё, поэтому дисциплина — это выполнять хотя бы 60% от списка задач и помнить, что ритм важнее мотивации :)
Твоё пожелание читателям Артократии?
Я вижу, что в арт-мире мы очень боимся ошибиться, много думаем, поэтому хочется пожелать верить в себя, делать и не бояться ошибок. Пусть ваши идеи не залёживаются в дальнем ящике, а воплощаются в жизнь.
Ты прошла много курсов Артократии. Какой бы курс ты порекомендовала пройти?
«История живописи» — хороший курс, потому что там много примеров художников. Он очень хорошо структурирует в голове временную ленту истории искусства. «Секреты арт-мира 2.0» — это кладезь для художников, потому что там представлена база, которую нужно знать.