Интервью с художницей Анастасией Ленской: «В арт-мире мы очень боимся ошибиться»

15.04.2024

Анастасия Ленская сочетает работу в менеджменте и искусство. Оставляя в приоритете основную работу, она задается вопросом: «Может ли художник обеспечивать себя только творчеством?». Артократия попыталась найти ответ на этот вопрос в интервью.

Интервью с художницей Анастасией Ленской: «В арт-мире мы очень боимся ошибиться»

Давай начнём с простого вопроса. Ты — человек из сферы менеджмента. Как ты пришла к искусству и почему решила им заняться? 

Мне 28 лет, почти 10 лет я работаю в HR. Строить карьеру с 18 лет я начала случайно. Я хотела изучать рекламу и связи с общественностью, но мне не хватило двух баллов для поступления на бюджет с предоставлением общежития. Я из небольшого регионального города, многодетной семьи и всегда знала, что должна поступить без помощи родителей.

Я решила не ждать год и подать документы на заочную форму. Так в 18 лет я переехала в большой город работать и “подучиваться”, когда мои ровесники учились и подрабатывали. Я быстро нашла работу в HR сфере, мое профильное образование мне очень помогло, не смотря на то, что тогда я училась на первом курсе. 

Мой первый год работы совпал с кризисом 2014 года, когда на рынке труда были большие сокращения. Я думала, что и меня уволят, я только начинала работать и большой ценности компании не приносила. Тем не менее, для меня 2014-2015 года были самыми важным этапом в карьере, когда я поняла, что выбрав в университете специальность “управление персоналом” случайно, я нашла для себя очень интересную сферу деятельности.

А к искусству я пришла ещё в детстве — на открытый урок в школу пришла преподаватель живописи из городской художественной школы. Мне так понравилось ее слушать, что я сама в 9 лет пошла сдавать экзамены… И поступила! Родителям говорить не стала, я уже училась в музыкальной школе и очень боялась, что дополнительную нагрузку мне не разрешат. 

Если бы мои преподаватели сейчас увидели, что я рисую, они бы по меньшей мере удивились бы, так как это была самая обычная детская художественная школа с академическим рисунком. Мои девушки под водой и море далеки от традиционной живописи. 

У меня нет высшего художественного образования и творчество для меня всегда было оплотом спокойствия. Работая в HR, живопись позволяла мне не загрубеть и расслабиться. Делать что-то созидательное и видеть мгновенный результат работы, на который влияю только я. 

То есть искусство для тебя — это возможность отпустить контроль, расслабиться? 

Сначала искусство для меня действительно было терапией, я отдыхала, когда рисовала на холстах. Потом я начала задумываться о том, как устроен арт-рынок в целом, какие есть участники, почему кто-то становится популярным, какие есть инструменты продвижения. 

Сейчас искусство для меня — это возможность говорить с обществом без слов, находить общие проблемы, мысли и выражать их на холсте. Искусство стало проектной работой, где я и нахожу идею, и воплощаю в жизнь, и ищу площадки, партнеров для продвижения. В этой многозадачности мне как раз нравится совокупность всех элементов.

Представляешь ли ты, что ты можешь полностью оставить ту деятельность, которой ты занимаешься, и стать профессиональным художником, зарабатывая только на искусстве? 

Я как самурай, у меня в искусстве есть только путь :) Если в работе я goal-oriented, то в искусстве — passion-oriented, продолжать что-то делать в творчестве – для меня уже большой результат. Раньше я была уверена, что не смогу найти на это время.

Но, как показывает практика, если есть большое желание что-то делать, ты быстро наводишь порядок в своем расписании и находишь для него место.

Я смотрю на других художников и понимаю, что зарабатывать в искусстве — это большой и очень непредсказуемый труд. Очень сложно рассчитать, какая у людей покупательская способность, как получить определённую сумму денег за свою работу. 

У меня сейчас есть интересная работа, которая приносит стабильный и хороший доход, более того, я вижу как могу развиваться в HR. 

Мне любопытно, может ли искусство стать основным источником дохода. Пока это вижу как любопытный вопрос, в котором хочется разобраться. 

Есть ли у тебя сейчас структурированная идея какого-нибудь проекта? 

Есть. Я хочу сделать проект на тему эскапизма. Я поняла, что это проблема современного общества. Кто-то сбегает от проблем в алкоголь, кто-то — в шопинг, путешествия, новостную хронику. Проблема в том, что каждая попытка сбежать от решения проблем —- заведомо неудачная, потому что проблемы никуда не уходят, а потом еще сильнее накрывают тебя. Про это я хочу рассказать через живопись. 

У меня есть любимая фраза: «Ты можешь сбежать куда угодно, но всё равно возьмешь себя с собой». Разбираться нужно первоначально с тем, что у тебя внутри. 

В чем, по-твоему, состоит миссия искусства? 

Вызывать эмоции и заставлять задуматься. 

Как ты покупаешь: по принципу «откликнулось/не откликнулось» или хочешь составить продуманную коллекцию? 

Пока я покупаю то, что мне понравилось и отношусь к этой покупке, как к возможности поговорить с художником и понять его. Однажды я купила работу художника из Палеха. Он сделал из досок ёлку и подвесил её к потолку, и мне так понравилось, что я увезла эту доску с собой. Все смеялись: «Настя, ты что привезла?». Но у меня это вызвало эмоцию, потому что сам художник объяснил, создал целый перформанс. Может быть, я вообще однажды захочу быть коллекционером, а не художником. Но мне всё равно нравится создавать самой. В работе с людьми ты не всегда можешь повлиять на результат, а в творчестве я на 100% влияю на результат. К тому же, в этом деле я тоже задействую интеллектуальные способности для создания проекта и нахожу нужных людей, с кем этот проект можно воплотить. 

Что самое важное для молодого художника, по твоему мнению? 

Самое важное и самое сложное — понять, что ты хочешь делать. Звучит очень просто, но на деле у меня лично ушли месяцы на диалоги с собой. Когда ты делаешь что-то в качестве хобби — у тебя нет к себе требований, когда ты хочешь из хобби сделать системное дело, тут уже всплывает много подводных камней.

Как ты себе отвечаешь на этот вопрос? 

Вот конкретно сейчас я нахожусь в эмоциональной яме. Когда ты начинаешь что-то с нуля, ты очень много делаешь, но не получаешь в первое время никакого позитивного подкрепления. В умных книжках написано, что многие люди сдаются, пока не получают промежуточного результата, но нужно продолжать делать и в какой-то момент ты обязательно добьёшься успеха, но когда – никто не знает. Единственный правильный вариант, который делает путь чуточку проще – относиться ко всем удачам и неудачам как к тестированию гипотезы. 

Что бы ты посоветовала молодому художнику? Как начать? 

В первую очередь, расставить приоритеты. Мысленно продумать, какая сфера жизни для тебя важна. Я, например, для себя поняла, что для меня очень важна моя основная работа. В периоды интенсивной работы я делаю фокус только на ней и на своём самочувствии, а уже потом добираю творчеством. 

Второе правило — записывать все свои планы. 

Третье — я стараюсь объединять приятное с полезным. Практически всегда во время прослушивания лекций по искусству, я хожу. Получается, что и для здоровья хорошо, и для ума. 

Четвёртое — делегирование. С помощью этого навыка я не создаю себе дополнительный стресс, разбираясь в новой теме. И могу делать что-то быстрее и эффективнее. Тут важно найти подходящих людей, но это я хорошо умею делать :) 

Пятое  — получить поддержку от близких. Я обычно предупреждаю мужа о своей загруженности и он дает мне большую опору во всей моей деятельности. 

Шестое — это эмоциональное состояние. Ты никогда не сможешь успеть сделать всё, поэтому дисциплина — это выполнять  хотя бы 60% от списка задач и помнить, что ритм важнее мотивации :) 

Твоё пожелание читателям Артократии? 

Я вижу, что в арт-мире мы очень боимся ошибиться, много думаем, поэтому хочется пожелать верить в себя, делать и не бояться ошибок. Пусть ваши идеи не залёживаются в дальнем ящике, а воплощаются в жизнь. 

Ты прошла много курсов Артократии. Какой бы курс ты порекомендовала пройти? 

«История живописи» — хороший курс, потому что там много примеров художников. Он очень хорошо структурирует в голове временную ленту истории искусства. «Секреты арт-мира 2.0» — это кладезь для художников, потому что там представлена база, которую нужно знать.


Татьяна Нега
Татьяна Нега
месяц назад
Анастасия, очень интересно! Какая ты молодец!)
Татьяна Нега
Татьяна Нега
месяц назад
Анна, спасибо!
Анастасия Ленская
Татьяна, спасибо вам за поддержку! Очень приятно! 🙏🏻
eye