
Должно ли искусство быть строго элитарным? И теряет ли искусство элитарность, если становится коммерческим и массовым?
Японский современный художник Такаси Мураками, рекордсмен по коллаборациям с мировыми брендами, своим примером показывает, что элитарность и коммерцию вполне можно совместить, сделать на этом себе громкое имя и состояние.
По большому счету любая коллаборация направлена на то, чтобы удовлетворить потребность приобрести искусство, которое в оригинальном варианте нет возможности или прямой потребности купить. Теряет ли художник от этого? Нет. Скорее получает совсем другой уровень мировой узнаваемости и повышает при этом свою ценность как бренд, масштабируя свои идеи.
Коллаборации с брендами — отличный вариант оставаться на слуху и в wish-списке огромного количества людей, а как мы знаем спрос рождает предложение.

Мураками — настоящая суперзвезда в мире искусства. Очереди на его выставки достигают нескольких километров еще до открытия. Его произведения объединяют в себе традиции японского искусства, аниме и поп-культуры. И кажется, будто он успел сделать коллаборации со всеми известными брендами и людьми — от Иссей Миякэ до Вирджила Абло, от Канье Уэста до Билли Айлиш, от Louis Vuitton до Supreme. Этот список можно продолжать бесконечно. С помощью таких сотрудничеств японский художник сохраняет свою популярность и, что самое важное, делает искусство доступным. Если у вас нет денег на сумку от Louis Vuitton — не проблема, тогда купите свечи в узнаваемой стилистике всего за 40 долларов. У Мураками найдется коллаборация к любому празднику и в любом виде, будь то одежда, игрушки, украшения для дома и даже вафельница!


Вафельница от Такаси Мураками
Откуда взялась идея постоянных коллабораций? Почему Такаси Мураками всегда открыт к предложениям о сотрудничестве? Как рассказывает он сам, в старшей школе у него почти не было друзей, он проводил много времени в одиночестве, играя в компьютерные игры. Это изменилось уже в университете, с присущими студенческому периоду массовыми вечеринками. Однажды художнику нужно было закончить проект, и он понял, что совершенно не успевает к сроку. Привлек друзей и все получилось. Именно тогда Мураками понял, что именно сотрудничество — это ключ к успеху. К моменту своего выпуска он уже начал готовить школьников к поступлению в художественный вуз. Эти самые школьники провели все свои каникулы, помогая Мураками закончить выпускной проект, взамен он кормил их вкусным рисом. Ситуация win-win: школьники набивают руку, а Такаси Мураками успешно защищает свой проект. Между индивидуализмом и групповой деятельностью он всегда выбирает второе. Вплоть до 35 лет Мураками объединял людей за работой, а с 37-38 лет начал выплачивать им зарплату, когда его искусство стало окупаться. Он выстроил целую компанию с настоящей корпоративной системой и эффективным производством. Кстати, вдохновил его на это пример Джорджа Лукаса и его киностудии. Мураками подумал: «А почему то же самое не может сделать художник?».
Так в 2001 году …

