
2022-ый год - год напряженного поиска выхода из различных кризисов: от социальных и экономических, до экологических, эстетических и просто кризиса идей. Получилось ли? Пока всё находится в процессе, однако изменения уже видны. Какие они? Какие тенденции прошлого года оказались просто «хайпом», а что останется с нами, похоже, надолго. Сегодня поговорим об этом.
Мыслители важнее галеристов?
В последние дни уходящего года Art Review опубликовал рейтинг 100 самых влиятельных людей в искусстве. К рейтингам можно относиться по-разному, однако они всегда показывают приоритеты индустрии с точки зрения профессий. Итак, что интересно. Первое место заняли ruangrupa - коллектив художников из Джакарты, который курировал последнюю Документу. Художники ни много ни мало предложили новое устройство арт-сообщества и даже показали, как это может работать. Не без проблем, конечно, которые они сами честно отмечают и упоминают. Уйдет ли жесткая иерархия из мира искусства? И с точки зрения центров, и с точки зрения «голубых фишек», которые до этого уверено правили бал? На втором месте Чечилия Алемани - куратор Венецианской биеннале, которая оказалась почти полностью женской, а также пересмотрела историю искусств прошлых двух веков. Затем художники - активисты и цифровая художница Хито Штейерль, затем мыслители. Галерист Дэвид Цвирнер, оказался только на девятом месте, а старый добрый Ларри Гагосян занимает только 20 строчку (еще несколько лет назад он уверенно возглавлял все рейтинги самых-самых).

ruangrupa
Возможно, это связано с тем, что сегодня арт-мир больше озадачен не тем, как продать, а что продавать. Сближение искусства и философии, социологии, экономики, истории и других гуманитарных наук становится все более очевидным, и только визуального исследования в области искусства уже недостаточно.
NFT: да или нет?
Понятно, что как только стих хайп, а в крипте начались проблемы, капризный мир искусства «выплюнул» из своего тела надоевших «обезьян» и «панков» и радостно продолжил своего существование без этого цифрового китча. Да, в общем, и не про искусство они изначально были. Однако технология NFT уже никуда из сферы искусства не уйдет. Что же сделали уникальные токены?
1. Обратили внимание на цифровое искусство (от фотографии и видео-арта до цифровых сред). Также технология помогает покупать и продавать медиа-арт правильно, не на флэшке с сомнительным бумажным сертификатом, а с цифровым контрактом, где показан путь передачи токена, привязанного к объекту искусства. Поскольку интерес к цифровому искусству и хайп NFT - разные явления, то уверена, что цифровые арт-объекты продолжат радовать коллекционеров.
2. Показали рынку искусства, что он пропустил «техно-миллиардеров» и рынок начал привлекать их в свои сети. Джастин Сан (такого типа миллиардер) купил Альберто Джакометти за 78,4 миллиона и теперь арт-дилеры активно думают: а как бы нам привлечь этих коллекционеров к себе и показать им «настоящее» искусство. Для этого придется поиграть в технологии. Кристис уже начал с платформы «Christie’s 3.0» для NFT и технологичного искусства.


